Михаил Врубель:
русский художник-символист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пожалуй, самая новаторская и разносторонняя фигура в русском искусстве конца XIX века и один из лучших современных художников в Европе, живописец и дизайнер Михаил Врубель считается лучшим представителем символизма в своей стране. Известный своим портретным искусством, а также символическими экспрессионистскими картинами, своей фрагментированной манерой письма он напоминает мозаичные узоры средневекового искусства мозаики. Один из ведущих русских художников, участвовавших в декоративном движении модерна, он всё больше погружался в живописное воплощение поэмы Михаила Лермонтова «Демон» — деятельность, которая, к сожалению, шла параллельно с ухудшением его здоровья и погружением в безумие. Несмотря на это, репутация Врубеля была обеспечена ко времени его смерти, и хотя учёные до сих пор расходятся во мнениях относительно того, был ли он ближе к позднему византийскому искусству или модерну, его влияние на других русских художников начала XX века нельзя недооценивать. Его самые известные работы включают «Демон сидящий» (1890, Третьяковская галерея, Москва), «Портрет Константина Арцыбушева» (1897, Третьяковская галерея, Москва) и «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, Музей русского искусства, Киев, Украина). Врубель был также высокоталантливым скульптором. См. также: Русская скульптура (ок. 1740–1940).
Ранние годы и обучение
Врубель родился в Омске, в семье военного юриста, и в 1881 году, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета, поступил в Императорскую академию художеств, где обучался у Павла Чистякова и познакомился с Валентином Серовым (1865–1911). С самых ранних работ он демонстрировал исключительные природные способности в рисовании фигуры и лепке, и хотя он впитывал и ценил традиционный академический реализм школы, он быстро развил вкус как к импровизации, так и к символизму, что привело его к созданию собственного стиля живописи с уникальной манерой письма, имитирующей визуальный эффект мозаичного искусства.
Христианское искусство: мозаики, фрески
В 1884 году Врубель был приглашён к сотрудничеству в реставрации древнерусских фресок и мозаик в церкви Святого Кирилла XII века в Киеве (позже ими очень восхищалась русская художница-абстракционистка Любовь Попова) — задание, которое побудило его провести несколько месяцев, изучая религиозное искусство в Венеции, где его особенно привлекли средневековые мозаики в церкви Сан-Марко, а также искусство раннего Ренессанса Джованни Беллини (1430/5–1516) и Джованни Баттиста Чима да Конельяно (1460–1516).
Вернувшись в Киев, Врубель представил ряд акварельных евангельских сцен, таких как «Оплакивание» (1887) и «Воскресение» (1887), для только что построенного Владимирского собора, но они были отклонены. Он также начал работу над живописным воплощением романтической кавказской поэмы Лермонтова «Демон», хотя изображения того времени не сохранились. Среди его работ, которые сохранились в Музее русского искусства в Киеве: «Восточная сказка» (1886), основанная на «Тысяче и одной ночи»; и декоративный «Портрет девочки на фоне персидского ковра» (1886), вдохновенное исследование узора и цвета — обе работы находятся в Музее русского искусства, Киев, Украина.
Символизм и «Демон»
В 1889 году Врубель переехал в Москву, где получил заказ на иллюстрирование специального издания стихотворений Лермонтова в ознаменование пятидесятой годовщины смерти поэта (на дуэли). Завершённые иллюстрации (чёрные акварели на картоне) включали: «Тамара и Демон» (1890–91), «Танец Тамары» (1890–91), «Тамара в гробу» (1890–91) (все в Третьяковской галерее, Москва), а также «Голова Демона» (1890–91, Музей русского искусства, Киев, Украина) и «Демон и ангел с душой Тамары» (1891, Музей русского искусства, Ереван, Армения). Хотя они вызвали в основном неблагоприятные отзывы публики, в художественных кругах они были приняты лучше. Его финансово поддерживал знаменитый меценат и создатель художественной колонии Абрамцево Савва Мамонтов (1841–1918), который давал ему многочисленные декоративные заказы, как и Павел Третьяков (1832–98). Врубель также написал свой первый шедевр «Демон сидящий» (1890, Третьяковская галерея), за которым позже последовал другой — «Демон поверженный» (1902). Это две из самых мощных работ русского символизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?