Ласло Мохой-Надь:
конструктивист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Венгерский живописец, скульптор, дизайнер и фотограф Ласло Мохой-Надь был одним из самых неутомимо изобретательных современных художников, практиковавшим множество различных видов искусства на протяжении своей карьеры и став мастером фотографии, типографики, скульптуры, живописи, гравюры и промышленного дизайна. Он начал свою художественную карьеру в Вене и Берлине с абстрактных картин, исследуя в процессе как фотомонтаж, так и искусство коллажа. В 1920-е годы он преподавал в школе Баухаус, после чего обратился к дизайну театральных декораций и кино. По пути он экспериментировал с кинетическим искусством, а также художественной фотографией, которую он утвердил — в своей первой книге о Баухаусе — как равно творческую по отношению к изобразительному искусству. (Но см.: Является ли фотография искусством?) После эмиграции в Чикаго в 1937 году он открыл свой весьма влиятельный Институт дизайна. Его художественная философия — в значительной степени сформированная конструктивизмом — отстаивала интеграцию технологии и промышленности в искусство, точка зрения, полностью изложенная в его книге «Зрение в движении» (1947). Ныне рассматриваемый как важная фигура в современном искусстве межвоенных лет, он считается оказавшим значительное влияние на послевоенное художественное образование в Америке. Фактически, благодаря своим книгам, его влияние на художественные школы и преподавание дизайна распространилось по всему миру, следуя примеру, данному Эль Лисицким (1890-1941), чьи собственные статьи, лекции и публикации помогли распространить его мысли среди самой широкой аудитории.
Ранняя жизнь в Венгрии
Родившийся под именем Ласло Вейс в еврейской семье, жившей в сельскохозяйственном городе Бач-Боршод на юге Венгрии, он позже заменил свою еврейскую фамилию на мадьярскую фамилию венгерской подруги своей матери Надь, которая поддерживала семью и помогала растить Мохой-Надя после того, как их отец сбежал. Слово Мохой (по названию венгерского города Мохоль, в котором он вырос) было добавлено позже. Он посещал академическую среднюю школу в соседнем городе Сегед, а в 1913 году начал изучать право в Будапештском университете, но прервал учёбу, когда в следующем году разразилась война, чтобы служить в австро-венгерской армии. Ежедневные зарисовки жизни на фронте, которые он делал, выявили очевидный талант к рисованию, и он решил стать живописцем. В 1917 году, выздоравливая после серьёзного ранения в Будапеште, он основал группу художников «MA» (Сегодня) вместе с Людвигом Кашшаком и другими и основал литературный журнал «Еленкор» (Настоящая эпоха). Будучи к тому времени убеждённым коммунистом — хотя и не членом партии из-за своего буржуазного происхождения — он брал уроки у венгерского художника-фовиста Роберта Берени и писал статьи для журнала MA «Horizont». Его стиль искусства оставался в высшей степени экспериментальным в этот период, варьируясь от пейзажей с яркими цветами в стиле венгерского народного искусства до более технических сюжетов, выполненных в идиоме кубизма. После поражения коммунистического режима в 1919 году он покинул Будапешт и отправился в Вену, намереваясь найти своё место в авангардной художественной среде города. Но, найдя её слишком робкой, он переехал в Берлин в следующем году.
Берлинский дада — коллаж — фотограммы
Именно в Берлине творческие мысли Мохой-Надя начали кристаллизоваться. Он начал писать для нескольких важных художественных журналов, стал соредактором «Книги нового художника» («Das Buch neuer Kunstler»), сборника эссе об искусстве, и начал создавать коллажи, находясь под влиянием своих новых контактов в берлинском дада, включая таких новаторских фигур, как Рауль Хаусманн (1886-1971) и Ханна Хёх (1889-1979), через которых он познакомился с новейшими техниками типографики и фотомонтажа. Кроме того, стимулированный фотографическими талантами своей первой жены Люции, которую он встретил в Берлине в 1920 году, он экспериментировал с «фотограммами» (фотографиями, в которых светочувствительная бумага экспонируется непосредственно на свету без использования камеры), что позволило ему исследовать взаимосвязь между светом и тенью, прозрачностью и формой. Его работа в этой области ставит его в ряд величайших фотографов начала XX века. [Примечание: для краткого описания ранних изобретений камерного искусства см.: История фотографии (ок. 1800-1900).]
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?