Клод Моне, основатель французского импрессионизма читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Одна из самых влиятельных фигур французской живописи XIX века и лидер движения импрессионизма, художник Клод Моне посвятил всю свою жизнь изучению натурализма и передаче света и его мгновенных эффектов в природе. Хотя он превосходно владел всеми жанрами, включая портрет, жанровую живопись и натюрморт, его основным интересом была пейзажная живопись, особенно пленэрная живопись на открытом воздухе. Как и его близкий друг Ренуар, его ранняя карьера была отмечена крайней бедностью: высмеиваемый художественными критиками, он стал известен только в середине 1870-х годов, а процветающим стал лишь в 1880-х. Участник пяти из восьми выставок импрессионистов, именно его картина Впечатление. Восход солнца (1872) дала название движению, когда была выставлена в 1874 году. Двумя годами позже он создал первую из серии картин на один сюжет, а именно Вокзал Сен-Лазар (1876-8). За этим последовали Тополя (1890), Стога сена (1891), Руанский собор (1892-4) и, наконец, Кувшинки (Нимфеи), серия, которая занимала его с 1897 года до самой смерти в 1926 году.
Эти работы сделали его одним из лучших художников-пейзажистов в истории искусства. В 1883 году он поселился в Живерни, примерно в 65 км от Парижа, где создал свой знаменитый водный сад, японский мостик которого изображён в его работе Пруд с кувшинками (1919), которая была продана на аукционе Christie’s в Лондоне в 2008 году за 40,9 млн фунтов стерлингов (72 млн долларов), что сделало её второй по стоимости картиной импрессионистов в мире. Кроме того, что Моне возглавил самое популярное художественное движение в мире, его поздние картины с кувшинками, характеризующиеся исключительно свободной манерой письма и вихрями цвета, предвосхитили более поздние стили XX века, такие как абстрактный экспрессионизм (ок. 1945-1962). Чтобы увидеть, как импрессионистская живопись Моне открыла двери для абстракции XX века, см.: От реализма к импрессионизму (1830-1900). Другие художники-импрессионисты включали: Камиля Писсарро (1830-1903), Эдуара Мане (1832-1883), Дега (1834-1917), Альфреда Сислея (1839-1899), Сезанна (1839-1906), Фредерика Базиля (1841-70), Берту Моризо (1841-1895), Ренуара (1841-1919) и Гюстава Кайботта (1848-1894).
Для анализа работ художников-импрессионистов, таких как Моне, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Ранние годы и обучение
Моне получил образование в колледже Ла-Мейере в Гавре и, будучи ещё совсем юным, заработал репутацию благодаря своему мастерству в карикатуре (несколько таких рисунков сейчас находятся в Чикагском институте искусств). Около 1858 года он познакомился с родившимся в Онфлёре художником Эженом Буденом (1824-1898), чьи работы поначалу не произвели на него большого впечатления, но который побудил его писать на пленэре с натуры. Позднее Моне указывал на любовь Будена к искусству и независимость как на решающий фактор в собственном решении стать художником.
Признавая талант сына, отец Моне попросил муниципалитет Гавра в 1858 году о финансовой поддержке, чтобы позволить мальчику учиться в Париже. Натюрморт, приложенный к запросу, был отклонён, но Моне уже уехал в Париж в мае 1859 года, не дожидаясь ответа, чтобы успеть на выставку во Дворце промышленности, которая должна была закрыться в июне. В Салоне он восхищался художниками-пейзажистами барбизонской школы Теодором Руссо (1812-1867), Шарлем-Франсуа Добиньи (1817-1878), Камилем Коро (1796-1875) и Монжино (художником натюрмортов и животных), который предоставил Моне свою мастерскую. Тем временем, вопреки желанию отца, Моне отказался поступать в Школу изящных искусств, и его содержание было прекращено. Кроме того, вместо того чтобы сидеть в Лувре и копировать стили старых мастеров, что было традиционной практикой молодых художников, Моне учился у своих коллег-художников, у самого пейзажа и по работам своих старших современников. Он посещал Академию Сюиса, где, вероятно, встретил Писсарро, который тогда работал в стиле Коро.
После двух лет военной службы сына (1861-3, проведённых в Алжире), в качестве условия разрешения посвятить жизнь искусству, Адольф Моне настоял на том, чтобы он поступил в мастерскую признанного художника. После короткого пребывания в Гавре, где он работал с Буденом и Йоханом Бартолдом Йонкиндом (1819-1891), оба из которых оказали на него глубокое влияние, Моне поступил в парижскую мастерскую Шарля Глейра в 1862 году после представления родственником Тульмушем.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?