Эдвард Мунк:
норвежский экспрессионист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Норвежский художник Эдвард Мунк был ключевым предшественником движения экспрессионизма. Тесно связанный с символизмом и символистской живописью, он наиболее известен своими образами тревоги, изоляции, отвержения, чувственности и смерти, многие из которых отражали его невротическую и трагическую жизнь. Находясь под глубоким влиянием символистов, таких как Одилон Редон (1840-1916), а также других художников-экспрессионистов-первопроходцев, таких как голландец Винсент Ван Гог (1853-1890), Мунк также был ненадолго членом Der Blaue Reiter (Синий всадник) — мюнхенской группы художников, занимавшихся немецким экспрессионизмом, основанной Василием Кандинским (1866-1944) и Паулем Клее (1879–1940). Самая известная картина Мунка — Крик (он написал несколько версий), которая остаётся одним из самых узнаваемых образов в истории искусства. Среди его других заметных работ: Больная девочка (1885), Мадонна (1895), Пепел (1894) и Танец жизни (1899) — все в Национальной галерее Осло; Любовь и боль (Вампир) (1893, Музей Мунка, Осло), Звёздная ночь (1893, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес) и Больная девочка (1907, коллекция галереи Тейт, Лондон).
Ранняя жизнь
Мунк родился в Лётене, Норвегия, его отец был врачом. Когда Мунку было пять лет, его мать умерла от туберкулёза — болезни, которой несколько лет спустя поддалась его старшая сестра. Возможно, из-за этих ранних событий смерть стала неотъемлемой частью его будущего искусства: умирающий профиль на подушке, несчастная мать у постели, приглушённый свет, безжизненный стакан воды. Его отец оставался авторитарной фигурой и неоднократно говорил своим детям, что если они согрешат, то будут обречены на ад без пощады.
Как бы то ни было, семья очень страдала. У одной из младших сестёр Мунка в раннем возрасте диагностировали психическое заболевание, а сам Мунк часто чувствовал себя плохо. Из его пятерых братьев и сестёр только один вступил в брак, но даже он умер в течение нескольких месяцев после свадьбы.
Обучение
В 1881 году Мунк поступил в Королевскую школу искусств и дизайна в Кристиании и брал уроки моделирования и рисунка. Его учителями и ранним влиянием были норвежский скульптор Юлиус Миддельтун и художник-натуралист, писатель и журналист Кристиан Крог. Хотя Мунк писал традиционные сюжеты будучи студентом, такие как пейзажи, он быстро открывал свой собственный уникальный стиль. В 1882 году он арендовал собственную мастерскую вместе с несколькими другими художниками. Немногие из его работ этого времени сохранились, но одним из примеров является Утро (1884, Расмус Мейерс, Берген).
Ранняя живопись
Большую часть 1870-х годов Берлин, Мюнхен и Париж были центрами инноваций для художников, но к 1880-м годам Париж был, безусловно, самым предпочитаемым домом среди серьёзных студентов искусства. В 1885 году 22-летний Мунк совершил свою первую поездку во французскую столицу. Он пробыл там три недели, впитывая работы французских символистов. Когда он вернулся в Осло, он работал над своими первыми крупными картинами, которые утвердили его репутацию. Это были несколько версий Больной девочки, основанных на смерти его 15-летней сестры от туберкулёза.
Его стиль живописи был эскизным, выглядел незавершённым, с использованием скупой краски (с царапинами от ручки кисти). Он обладал редкой способностью изображать внутренние эмоции универсальным образом, так что мы можем распознать наши собственные внутренние страхи, а также установить связь с его страхами. Мунк тщательно выстраивал свои композиции, чтобы создать напряжённую атмосферу. В результате этих работ он был ненадолго связан с художественным кругом Christiania-Boheme, названным в честь романа анархиста Ханса Йегера. В течение раннего периода на него повлияли движения символизма и импрессионизма, и особенно экспрессивные работы Ван Гога (1853-1890), Поля Гогена (1848-1903) и Тулуз-Лотрека (1864-1901).
Невротическое искусство
Примерно в это время на первый план вышел его личный невроз, особенно в отношении женщин. Хотя он преследовал их неустанно, они постоянно отвергали несколько странного и болезненного художника. Он часто изображал женщин, как будто высасывающих жизненную силу из мужчин поцелуем. Он писал персонажей со странными оттенками плоти, и у него был навязчивый интерес к глазам и глазницам, предположительно фаллическому символу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?