Нам Джун Пайк:
корейско-американский художник-видеоартист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Основоположник видеоарта и один из самых творческих художников-постмодернистов, работавших в области электронных медиа, Нам Джун Пайк был корейским художником, внёсшим огромный вклад в современное искусство Америки. Высоко разносторонний, Пайк получил образование классического музыканта, затем занялся перформансом, прежде чем начать работать с телевизорами и видео, а после этого с инсталляциями различных видов. Однако его видеоарт считается более близким к скульптуре, чем живописный подход, принятый более поздними художниками. Это лучше всего иллюстрирует его видеоскульптура под названием TV Buddha (1974, Музей Стеделейк, Амстердам). Другие важные работы Пайка включают: Moon is the Oldest TV (1965, Центр Помпиду, Париж); TV Garden (1974, Музей Нам Джун Пайка, город Сувон, Южная Корея); The More the Better (1988, Национальный музей современного искусства, Сеул); TV Clock (версия 1989 года, Художественный музей Санта-Барбары); Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii (1995-96, Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон); и TV Cello (версия 2000 года, Художественная галерея Квинсленда). Работы Пайка были представлены во многих лучших галереях современного искусства по всему миру и демонстрировались на нескольких крупных ретроспективах, проходивших в престижных учреждениях, включая: Национальную галерею искусств в Вашингтоне; Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне; Музей американского искусства Уитни; и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Его вклад в постмодернистское искусство неизмерим.
Примечание: В 1974 году Пайк был одним из первых, кто использовал термин «электронная суперскоростная магистраль» в отношении телекоммуникаций.
Обучение и ранние работы
В 1950 году, во время Корейской войны, Пайк бежал со своей семьёй сначала в Гонконг, затем в Японию, где окончил Токийский университет, после чего написал диссертацию об Арнольде Шёнберге. Затем Пайк переехал в Германию, чтобы изучать историю музыки у композитора Тразибулоса Георгиадеса в Мюнхенском университете. Находясь в Германии, он познакомился с легендарным авангардным композитором Джоном Кейджем (1912-1992) — важной фигурой в концептуальном искусстве — который повлиял на его участие в хеппенингах и других проектах, организованных радикальным художественным движением Флюксус 1960-х годов, основанным Джорджем Мачюнасом (1931-1978). Для своей первой персональной выставки под названием Exposition of Music-Electronic Television (1963), проведённой в Германии в галерее Парнасс в Вуппертале, он разместил в галерее 12 телевизоров и изменил ход истории видеоарта.
Другие новаторские видеохудожники включают: Энди Уорхола (1928-1987), известного работами Sleep (1963), Empire (1964), Eat и другими; Питера Кампуса (род. 1937), известного работами Double Vision (1971), Interface (1972), R-G-B (1974), Video Ergo Sum: Divide (1999), Baruch the Blessed (2004) и другими; Джоан Джонас (род. 1936) — скульптора и пионера видео и перформанса; Билла Виолу (род. 1951), наиболее известного своим знаменитым Nantes Triptych (1992).
Видеохудожник
Переехав в Нью-Йорк в 1964 году, Пайк начал сотрудничать с классической виолончелисткой Шарлотт Мурман, объединяя музыку, перформанс и видео. Вместе они исполняли такие произведения, как Opera Sextronique (1967), в котором Мурман с обнажённой грудью была одета Пайком в видеообъекты, которые она затем использовала для исполнения музыки.
Одно из самых важных художественных наследий Пайка — расширение определения и языка искусства. Введя понятие видеоинсталляции через использование множества мониторов, как в TV Garden (1974), он добавил новое измерение в возможности скульптуры и инсталляционного искусства, в то время как концепция интерактивного искусства уже присутствовала в его работах Magnet TV (1965) и Participation TV (1963).
Использование инновационных технологий было фундаментальным для карьеры Пайка. Вместе с японским инженером-электриком Сюя Абэ Пайк разработал Video Synthesizer (1969), один из первых созданных художниками процессоров видеоизображений. Глобальный художественный проект Пайка Good Morning Mr Orwell (1984) транслировался в Нью-Йорке, Париже, Берлине и Сеуле через спутник. В его более поздних поствидеоработах используются лазеры, как видно на ретроспективной выставке в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке The Worlds of Nam June Paik (2000). С 1979 по 1996 год, помимо работы в качестве художника полного дня, Пайк занимал должность профессора современного искусства в Академии искусств в Дюссельдорфе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?