Одилон Редон:
французский символист, литограф читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Активная фигура во французской живописи XIX века, бордоский художник и график Бертран-Жан Редон, более известный как Одилон Редон, был весьма уважаемым представителем движения символизма. Родившийся в Бордо, он изучал творчество Камиля Коро и Эжена Делакруа, но на его художественную карьеру повлияла дружба с Родольфом Бредэном (1822-1885) и Анри Фантен-Латуром (1836-1904). Бредэн обучил Редона офорту, а Фантен-Латур познакомил его с литографией. В период с 1879 по 1899 год Редон создал 166 литографий и 17 серий книжных иллюстраций, в основном в черно-белой гамме. Его поздние работы, начиная с конца 1890-х годов, более красочны, и он экспериментировал со смешанными техниками и станковой живописью. Ненатуралистические цвета Редона вдохновили фовистов, а его использование ирреальных образов и метод размещения объектов нереалистичным образом предвосхищают сюрреализм. Среди его наиболее воспроизводимых работ — «Циклоп» (1898-1900, Кроллер-Мюллер, Оттёрло) и «Улыбающийся паук» (1881, Лувр, Париж).
Ранняя жизнь и творчество
Редон родился в том же году, что и Клод Моне, в состоятельной семье. Он вырос в родовом поместье в Пейрлебаде, среди запустения плоского, бесплодного и навязчивого ландшафта. Это обеспечивало постоянный источник тревожных визуальных образов на протяжении всей его жизни. По настоянию отца он начал изучать архитектуру. Перенеся нервный срыв, он вернулся в Бордо примерно в 1862 году. Дома он занялся скульптурой и познакомился с художником Родольфом Бредэном. Бредэн был эксцентричным французским гравёром и литографом, известным своими очень детализированными и технически точными отпечатками. Его работы были весьма изобретательными, как правило, фантастическими или мрачными. Бредэн обучил Редона офорту и позволил ему в 1860-х годах создать серию гравюр с изображением детских пейзажей, в которых он использовал мотивы Камиля Коро (1796-1875) и Эжена Делакруа (1798-1863). Художественное развитие Редона было временно приостановлено в 1870 году, когда он отправился сражаться во франко-прусской войне.
Париж и литография
В конце войны Редон открыл для себя более непосредственную технику угля. В 1878 году он познакомился с Фантен-Латуром, который обучил его литографии (хотя тот был в первую очередь традиционным живописцем цветов и групповых портретов). В течение следующего десятилетия Редон развил свою собственную личную форму символизма, которую он воплотил в литографиях после 1879 года. Его новые работы охватывали бесконечные оттенки чёрного. Большинству литографий были даны намеренно двусмысленные названия, придуманные самим художником. В своей автобиографии Редон заявил, что его литографии говорят о двух центральных темах его искусства: отношениях между Человеком и Природой и «суггестивном» искусстве. Его драматические рисунки людей даже граничили с карикатурой. Он населял свои работы монстрами, пауками и циклопами. Неклассифицируемые, его существа обладали своего рода эмоциональной глубиной, недостижимой для существ из естественного мира. Его гравюры вдохновляли тех, кто, в частности, был связан с символизмом.
Примечание: Среди известных художников-символистов были Джон Генри Фюзели (1776-1837), Каспар Давид Фридрих (1774-1840), Фернан Кнопф (1858-1921), Густав Климт (1862-1918), Гюстав Моро (1826-1898), Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) и Фердинанд Ходлер (1853-1918). Символисты использовали мифологию и разнообразные образы из мира снов для передачи своего послания, которое часто было одновременно личным и неясным.
Несмотря на свои художественные новшества, Редон оставался укоренённым в природе, но использовал память, воображение и сны в качестве фильтра. В 1894 году он писал: «Существует определённый стиль рисунка, который воображение освободило от неудобной заботы о реальных деталях, чтобы он мог свободно служить только представлением задуманных вещей. Я создал несколько фантазий, используя стебель цветка или человеческое лицо, или элементы, заимствованные из скелетов, которые, я полагаю, спроектированы, сконструированы и построены так, как это должно было быть. Они такие, потому что у них есть структура». До 1895 года жизнь Редона не была счастливой. Он был склонен к депрессии по натуре, и смерть его первого сына вместе с его медленным восхождением к славе мало чем помогли. Однако растущее признание его работ и рождение ещё одного сына принесли свет в его жизнь. Это также привело его к экспериментам с цветом в живописи, как в работе «Триумфующий Пегас» (1905, Музей Кроллер-Мюллер, Оттёрло).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?