Хосе Клементе Ороско, мексиканский монументалист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Получивший классическое образование художник Хосе Клементе Ороско был одним из трёх политически мотивированных современных художников, знаменитых своими крупномасштабными мексиканскими фресками — остальными были Диего Ривера (1886-1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974). Вовлечённый, как и остальные, в левый политический активизм того периода (ок. 1910-20), Ороско начал свою художественную карьеру как политический карикатурист, прежде чем обратиться к крупномасштабной монументальной живописи в 1920-х годах, присоединившись к национальной художественной кампании, начатой мексиканским президентом Альваро Обрегоном (1880-1928). Однако, хотя он связан с социалистическим реализмом, в отличие от двух своих коллег-художников Ороско не вступил в Коммунистическую партию и принял более гуманистический подход в своём публичном искусстве, который отражал его общемировые гуманитарные интересы, а также универсальные темы свободы и справедливости и бессмысленности войны. Этот менее политический подход приближает его к движению социального реализма, возглавляемому Беном Шаном, с которым Диего Ривера сотрудничал по крайней мере над одной фреской в Америке. Он работал с перерывами в Соединённых Штатах большую часть своей жизни, добившись значительного признания за свою современную историческую картину Эпос американской цивилизации в Дартмутском колледже, Нью-Гэмпшир (1932-34). Другие важные работы Ороско включают: Дом слёз (1912), Материнство и другие фрески (1923-24), Всеведение (1925), Прометей (1930) и Гвадалахарский цикл фресок (1936-39).
Художественная карьера
Именно в городе Гвадалахара, где он провёл большую часть детства, Ороско впервые заинтересовался искусством. По дороге в школу он проходил мимо типографии графика Хосе Гуадалупе Посады, который распространял сатирические карикатуры на политические и социальные темы среди бедных и неграмотных.
Буржуазная семья среднего класса Ороско не хотела, чтобы он изучал живопись, и вместо этого отдала его в сельскохозяйственный колледж. Только после того, как научный эксперимент пошёл не так и он потерял левую руку, он наконец поступил в Академию изящных искусств Сан-Карлос в Мехико. Среди его учителей был доктор Херардо Атль, который изучал искусство Ренессанса в Италии. Он должен был призвать мексиканское правительство спонсировать публичные фресковые проекты.
Ранние работы Ороско включали акварельную живопись, такую как серия под названием Дом слёз (1912) о местных борделях и проститутках — для Ороско явный символ человеческой деградации. На них повлияли ранние рисунки и картины Пикассо на ту же тему. Уже будучи мастером рисунка, Ороско также создал многочисленные карикатуры и шаржи, которые газеты печатали во время революции 1910 года.
В 1917 году он совершил свой первый визит в Соединённые Штаты. Он работал художником-вывесочником в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, затем на фабрике в Нью-Йорке, раскрашивая лица кукол. Вернувшись в Мехико в 1920 году, он присоединился к зарождающемуся движению монументальной живописи. В 1923-24 годах вместе с такими художниками, как Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос, он помог создать фрески для Национальной подготовительной школы. В основном переработки традиционных тем, смелые символические образы, использованные художниками, вызвали протест; группа консервативных студентов обезобразила многие из них. Два года спустя Ороско переписал их, и единственной оригинальной фреской, сохранившейся нетронутой, является Материнство (1923-24).
Знаменитые фрески
В 1930 году Ороско завершил фресковую живопись Прометей в колледже Помона в Клермонте, Калифорния, и четырёхстенный цикл фресок для столовой Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. В 1932 году он начал работу над циклом фресок для библиотеки Бейкера Дартмутского колледжа в Ганновере, Нью-Гэмпшир. Это его интерпретация в эпических повествовательных терминах эволюции цивилизации в Соединённых Штатах от древней миграции до современного индустриального человека. На полпути к созданию дартмутских фресок Ороско посетил Европу, где был поражён масштабом и мощью фресок Сикстинской капеллы Микеланджело в Риме, а также мрачной интенсивностью картин Эль Греко в Толедо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?