Отто Дикс:
немецкий экспрессионист, движение Neue Sachlichkeit читать ~6 мин.
Немецкий художник и график Вильгельм Генрих Отто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix) был одним из наиболее влиятельных представителей послевоенного сатирического стиля немецкого экспрессионизма. Это направление процветало в 1920-е годы в Берлине, Дрездене, Мангейме и других крупных городах Германии.
Главными темами сатирического и зачастую жестокого экспрессионизма Дикса стали ужасы войны, которые он пережил лично, и декадентское распутство послевоенной Веймарской республики. Художник казался очарованным уродством жизни, что отразилось в его портретном искусстве и жанровой живописи. Для его работ характерны карикатурные искажения, резкие контуры и едкая цветовая гамма.
Будучи участником движения «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit), Дикс был запрещён нацистами, классифицировавшими его творчество как дегенеративное. Признанный одним из великих послевоенных экспрессионистов, он создал в 1920-х годах одни из лучших антивоенных картин в современном искусстве. Среди его важнейших произведений — «Портрет журналистки Сильвии фон Харден» (Portrait Of The Journalist Sylvia Von Harden, 1926, Национальный музей современного искусства, Париж), «Продавец спичек» (Match Seller, 1920, Государственная галерея Штутгарта) и «Пражская улица» (Prague Street, 1920, Художественный музей Штутгарта).
К другим значимым работам относятся «Сутенёр и проститутки» (Pimp with Prostitutes, 1922, частная коллекция), «Салон» (The Salon, 1921) и триптих «Большой город» (Metropolis, 1928), обе в Художественном музее Штутгарта; «Военный триптих» (Triptych of the War, 1932, Галерея новых мастеров, Дрезден) и «Семь смертных грехов» (The Seven Deadly Sins, 1933, Государственный кунстхалле, Карлсруэ). Самой известной серией его гравюр является «Война» (Der Krieg, 1924). Сегодня Дикс считается одним из лучших жанровых художников антивоенной традиции и одним из самых выразительных портретистов XX века.
Ранние годы
Отто Дикс родился в Унтермхаусе, Германия, в семье рабочего чугунолитейного завода. Значительную часть юности он провёл в мастерской своего двоюродного брата Фрица Амана, который был художником. С 15 до 19 лет он обучался у местного живописца Карла Зенффа и начал создавать свои первые пейзажи. В 1910 году Дикс поступил в Дрезденскую школу искусств и ремёсел. Во время учёбы он посещал выставки работ Винсента Ван Гога (1853–1890) и футуристов, что оказало заметное влияние на его художественный стиль.
Первая мировая война: влияние на искусство Дикса
Дикс добровольно пошёл служить в германскую армию. Травматичный военный опыт, включая несколько тяжёлых ранений и постоянные кошмары, оказал на него огромное влияние и стал сквозной темой его творчества вплоть до 1930-х годов. После войны он возобновил занятия в Дрезденской академии искусств и в 1919 году стал одним из основателей Дрезденского сецессиона — объединения экспрессионистов и дадаистов с активной политической позицией.
В 1920 году Дикс познакомился с художником Георгом Гроссом (1893–1959), своим будущим соратником по движению «Новая вещественность». Под влиянием дадаизма он начал включать в свои работы элементы коллажа. Некоторые из этих произведений были представлены на Первой международной ярмарке дадаистов в Берлине. Позже в том же году его картины экспонировались на выставке немецких экспрессионистов в Дармштадте.
Среди известных работ Дикса этого периода — «Продавец спичек» (The Match Seller, 1920, Государственная галерея Штутгарта), где изображён слепой солдат-калека, которого игнорируют прохожие. Ещё одним мощным антивоенным высказыванием стала серия из 50 гравюр «Война» (Der Krieg, 1924). Картина «Окоп» (The Trench, 1923), заказанная городом Кёльном, показывала разлагающиеся останки солдат и вызвала такой общественный резонанс, что музей Вальрафа-Рихарца был вынужден скрыть её за ширмой. Конрад Аденауэр, тогдашний мэр Кёльна, отверг полотно и уволил директора музея. К этому же периоду относятся «Инвалиды войны, играющие в карты» (Card-Playing War Cripples, 1920, частная коллекция) и «Родители художника» (The Artist’s Parents, 1921, Художественный музей Базеля).
В 1923 году состоялась первая персональная выставка Дикса в галерее И. Б. Ноймана в Берлине. Год спустя он присоединился к Дрезденскому сецессиону. К этому времени его живопись становилась всё более реалистичной; он начал применять тонкие слои масляной краски поверх темперной основы, подражая технике старых мастеров.
Группа экспрессионистов «Новая вещественность»
В 1925 году Дикс принял участие в выставке «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit) в Мангеймском кунстхалле. Наряду с ним свои работы представили такие художники, как Георг Гросс, Генрих Мария Даврингхаузен, Карл Хуббух, Рудольф Шлихтер, Макс Бекманн (1884–1950) и Георг Шольц. В этот период творчество Дикса было направлено на критику современного немецкого общества. Он акцентировал внимание на мрачных сторонах городской жизни, например проституции, что видно в картине «Сутенёр и проститутки» (Pimp and Prostitutes, 1922). В то же время он проявил себя как исключительно проницательный портретист. Используя экспрессивную линию, детализацию и едкую цветовую гамму, он создавал мощные портреты своих современников, как, например, «Портрет журналистки Сильвии фон Харден» (Portrait of Sylvia von Harden, 1926, Центр Помпиду, Париж).
В конце 1926 года Дикс получил должность профессора в Дрезденской академии, но не прекратил острой критики упадка и коррупции Веймарской республики. Ярким примером служит его триптих «Большой город» (Metropolis, 1928) — язвительная сатира на распущенность того времени.
Чтобы узнать больше о вкладе Дикса в развитие раннего экспрессионизма, см. История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Дегенеративное искусство
В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Дикса уволили с преподавательской должности, на что он ответил созданием картины «Семь смертных грехов» (The Seven Deadly Sins, 1933, Государственный кунстхалле, Карлсруэ). По мере ужесточения нацистского контроля художнику запретили выставлять свои работы. Подобно Эмилю Нольде (1867–1956), Паулю Клее (1879–1940), Курту Швиттерсу (1887–1948), Оскару Кокошке (1885–1980), Эрнсту Людвигу Кирхнеру (1880–1938) и Марку Шагалу (1887–1985), его назвали «дегенеративным художником». Его картины были выставлены на организованной государством мюнхенской выставке 1937 года «Entartete Kunst» («Дегенеративное искусство»), а позже часть из них сожгли.
Художника заставили вступить в Имперскую палату изобразительных искусств (Reichskammer der bildenden Künste), подконтрольную министерству пропаганды Геббельса. Ему предписали ограничиться пейзажной живописью, но Дикс тайно продолжал создавать аллегорические картины, в которых критиковал нацистские идеалы. Этот период творчества называют «внутренней эмиграцией». Он обратился к религиозным сюжетам и темам из классической живописи, используя их для завуалированной критики режима, как в работах «Искушение святого Антония» или «Фландрия».
Вторая мировая война и её последствия
В 1939 году Дикса арестовали по обвинению в заговоре с целью убийства Гитлера, но позже освободили. В конце войны его мобилизовали в ополчение Фольксштурм (Volkssturm), он попал в плен к французам и был освобождён в начале 1946 года. После войны Дикс занимал профессорские должности в Дрездене и Дюссельдорфе, получив множество наград как в Западной, так и в Восточной Германии. Он продолжал заниматься живописью ещё много лет, но его поздние работы уже не достигали того влияния и оригинальности, которые были свойственны его творчеству 1920-х годов.
Коллекции
Отто Дикс считается одним из выдающихся художников XX века и влиятельной фигурой в немецком экспрессионизме. Его работы находятся во многих ведущих музеях Европы, включая Художественный музей Базеля, Государственную галерею Штутгарта, Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду в Париже и другие.
- «Найденный» Маргарет Петерсон Хэддикс, краткое содержание
- «Бегущее время» Маргарет Петерсон Хаддикс, краткое содержание
- «Среди самозванцев» Маргарет Петерсон Хаддикс, краткое содержание
- «Восстание» Маргарет Петерсон Хаддикс, краткое содержание
- «Незнакомцы» Маргарет Петерсон Хэддикс, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?