Пауль Клее, швейцарский экспрессионист и гравёр читать ~10 мин.
Пауль Клее (нем. Paul Klee; 1879–1940) — швейцарский и немецкий художник, график и теоретик искусства. Он был участником многих ключевых направлений в современном искусстве, включая экспрессионизм и сюрреализм. Клее известен своим ярким и многообразным фантазийным стилем, изображающим мир полуабстрактных, сновидческих образов. Будучи мастером рисунка, он постоянно экспериментировал с теорией цвета и был тесно связан с Парижской школой.
Стиль художника существенно менялся с годами, но всегда оставался очень образным, порой причудливым и игривым. Его высоко ценили Пабло Пикассо и сюрреалисты. Сам Клее определял своё творчество как “прогулку с линией”. Сегодня он считается одним из величайших художников-экспрессионистов XX века. К его шедеврам относятся «Золотая рыбка» (1925), «К Парнасу» (Ad Parnassum, 1932) и «Революция виадука» (1937). Больше информации о связи Клее с экспрессионизмом можно найти в статье «История экспрессионистской живописи» (ок. 1880–1930).
Ранний период
Клее родился в 1879 году недалеко от Берна, Швейцария. Его отец был преподавателем музыки, а мать в юности училась на певицу. В ранние годы Пауль проявлял талант как в музыке, так и в изобразительном искусстве, но в подростковом возрасте сделал выбор в пользу последнего. Уже к шестнадцати годам его рисунки демонстрировали значительное мастерство.
Школьные экзамены он сдал с трудом, так как предпочитал учёбе создание карикатур в тетрадях. В 1898 году, в возрасте 19 лет, Клее поступил в Академию изящных искусств в Мюнхене. Поначалу он испытывал большие трудности с освоением цвета и даже полагал, что никогда не научится живописи.
Получив диплом, он на несколько месяцев отправился в Италию для изучения искусства эпохи Возрождения, оставив в дневнике запись: “В области цвета меня ждёт долгая борьба”. Вернувшись в Берн, Клее несколько лет жил у родителей, изредка посещая художественные курсы. Он начал экспериментировать с различными техниками, в особенности с печатной графикой, испытав влияние Уильяма Блейка (1757–1827) и Обри Бёрдсли (1872–1898). В 1905 году он создал более 50 офортов, включая «Портрет моего отца», выполненный иглой на зачернённом стекле.
Карьера в искусстве
В 1906 году Клее женился на баварской пианистке Лили Штумпф, и они переехали в Мюнхен. Пока Лили преподавала музыку, художник занимался домашним хозяйством и работал над своими произведениями на кухне. В течение следующих пяти лет его прогресс был медленным. Однако к 1910 году его дела пошли в гору: состоялась его первая персональная выставка, и он познакомился с художниками, оказавшими на него огромное влияние, — Василием Кандинским и Францем Марком.
Вместе они основали немецкую экспрессионистскую группу «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»). Её участники находились под влиянием кубизма, но делали акцент на процессе живописи, используя яркие мазки и драматичный цвет. Они стремились передать внутренние импульсы и чувства, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителей. Художники верили, что такие источники, как детские рисунки, восточная живопись и африканская скульптура, могут стать основой для обновления искусства.
Парижская школа и открытие цвета
В 1912 году Клее посетил Париж, где познакомился с новейшими работами в стиле кубизма и раннего абстракционизма. Особенно его впечатлило творчество неокубиста Робера Делоне. В картинах Делоне он увидел, что кубизм не обязан быть статичным и что можно создать самодостаточное произведение с собственной абстрактной формой. Иными словами, картина может быть одновременно и фигуративной, и абстрактной. Клее также познакомился с движением футуризма, восхитившись шедевром Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице».
В последующие два года Клее начал экспериментировать с яркими красками, создав серию пейзажных акварелей. По мере изучения цвета он стремился интегрировать его свойства в свои рисунки. Прорыв произошёл в 1914 году во время поездки в Тунис с Августом Маке. Яркий североафриканский свет, пышная зелень, раскрашенные крыши и пёстрые ткани произвели на него неизгладимое впечатление. Он наконец почувствовал: “Цвет овладел мною; мне больше не нужно за ним гоняться”.
Вернувшись из поездки, он написал своё первое полностью абстрактное полотно «В стиле Кайруана» (1914), состоящее из цветных прямоугольников и кругов. Цветные прямоугольники, расположенные рядом или с небольшим наложением, стали одним из основных строительных блоков его композиций.
Вскоре после начала Первой мировой войны Клее получил известие о гибели своих друзей Маке и Франца Марка. Обращаясь к воспоминаниям о Тунисе, он создал серию ярких акварелей. Средиземноморские и арабские мотивы — купола, пальмы и верблюды — будут появляться в его работах до конца жизни. Он также создал несколько рисунков пером и тушью на военную тематику, включая «Смерть за идею» (1915). В 1916 году Клее был призван в армию, но занимался росписью камуфляжа на самолётах, что позволило ему пережить войну.
Признание и Баухаус
В 1919 году Клее заключил трёхлетний контракт с арт-дилером Хансом Гольцем, чья галерея обеспечила ему известность и помогла закрепиться в качестве важного представителя абстрактного крыла экспрессионистского движения. Успех пришёл быстро: уже в 1920 году состоялась его первая ретроспектива, на которой было представлено более 300 работ. В том же году его пригласили преподавать в школе дизайна Баухаус в Веймаре, Германия.
Поначалу седовласый, спокойный семьянин, любитель кошек и классической музыки, не сразу вписался в авангардную атмосферу Баухауса. Однако он серьёзно относился к преподаванию и вскоре завоевал уважение коллег и студентов. Клее вместе с женой и сыном переехал с Баухаусом в Дессау в 1926 году и оставался там до 1931 года.
В 1923 году он и его коллега Василий Кандинский объединились с Лионелем Фейнингером и Алексеем фон Явленским, создав группу «Синяя четвёрка» (Die Blaue Vier), и начали совместно выставляться на международном уровне. В том же году Клее с успехом провёл выставку в Париже и стал популярен у сюрреалистов. Среди работ этого периода выделяется «Золотая рыбка» (1925), демонстрирующая его мастерство в работе с цветом.
В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Клее, которого обвиняли в еврейском происхождении, был вынужден оставить работу. Позже в том же году он с семьёй переехал в Швейцарию. Его автопортрет «Вычеркнутый из списка» (1933) стал отражением его тревог. Примерно в это же время у него начали проявляться симптомы склеродермии — редкого аутоиммунного заболевания, которое было диагностировано позднее.
«Дегенеративное искусство»
В 1937 году нацистский режим заклеймил его творчество как «дегенеративное искусство» (Entartete Kunst) наряду с работами Эмиля Нольде, Отто Дикса, Макса Бекмана, Эрнста Людвига Кирхнера, Оскара Кокошки, Курта Швиттерса и Марка Шагала. В последующие годы периоды творческой активности у Клее сменялись затишьем из-за ухудшения здоровья. Несмотря на болезнь, он создавал смелые, упрощённые образы, напоминающие наскальные рисунки или древние иероглифы. Их названия отсылают к мифам и сильным эмоциям, а сами изображения становились всё мрачнее. Художник умер в Швейцарии в 1940 году в возрасте 60 лет.
Художественный стиль и наследие
Жизнь Клее началась и закончилась в Швейцарии, но большую часть творческого пути он провёл в Германии. В живописи и графике он разработал поразительное разнообразие техник и стилей. Его ранние работы обычно были небольшими по размеру, но со временем он перешёл к более крупным форматам. Палитра художника варьировалась от ярких цветов до монохромных оттенков.
В работах Клее часто присутствует детская непосредственность. Он создавал целые миры, населённые мерцающими рыбами, таинственными растениями и танцующими фигурками. Названия его произведений нередко отсылают к музыке и стремлению заставить картины «петь» с помощью цвета и линии. Например, его картина «Щебечущая машина» (1922) изображает четырёх птиц на механизме, который при повороте рукоятки должен издавать звуки.
Влияние Пауля Клее распространяется далеко за пределы его полотен. Его теоретические труды, особенно «Педагогические эскизы» (Pädagogisches Skizzenbuch), составленные на основе лекций в Баухаусе, являются основополагающими текстами в современном художественном образовании. В них он исследовал выразительный потенциал линии, формы и цвета, излагая свои идеи с научной точностью и поэтической проницательностью. Клее рассматривал творческий процесс как путь открытий, подобный росту в природе, — эта концепция оказала глубокое влияние на методы преподавания в Баухаусе и за его пределами.
Картины последних лет были не только крупнее, но и смелее по исполнению. Многие из них отражали темы смерти и гнёта нацистского режима, но в то же время излучали энергию и жизненную силу. «Революция виадука» (1937) — одна из самых известных его работ этого периода. Арки, которые, кажется, маршируют и отрываются от своих опор, можно интерпретировать как вызов репрессивному режиму.
К моменту смерти Клее создал более 9 000 произведений. При жизни его живопись считали слишком революционной даже для современного искусства. На его могильной плите высечены его собственные слова: “В этом мире меня не постичь. Ибо я живу как среди мёртвых, так и среди нерождённых. Чуть ближе к сердцу творения, чем обычно. Но всё ещё недостаточно близко”. Цветовые решения Клее оказали влияние на целое поколение художников, в частности на молодых европейских художников группы «КОБРА», таких как Карел Аппел (1921–2006).
Анализ творчества полуабстрактных экспрессионистов, подобных Паулю Клее, представлен в статье: Анализ картин Нового времени (1800–2000).
Основные картины Пауля Клее
Работы Пауля Клее можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, особенно в Художественном музее Базеля. К числу его главных произведений относятся:
По мотиву из Хаммамета, Художественный музей Базеля (1914)
Космическая композиция, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф (1919)
Гофмановская сказка, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк (1921)
Приключение молодой дамы, Галерея Тейт, Лондон (1921)
Кристальная градация, Художественный музей Базеля (1921)
Вращающийся дом, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (1921)
Красный шар, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк (1922)
Щебечущая машина, Музей современного искусства, Нью-Йорк (1922)
Сенецио (Голова мужчины), Художественный музей Базеля (1922)
Кукольный театр, Художественный музей, Берн (1923)
Карнавал в горах, Художественный музей, Берн (1924)
Ботанический театр, частная коллекция (1924/34)
Магия рыб, Художественный музей Филадельфии (1925)
Ворота в сад, Художественный музей, Берн (1926)
Реконструкция, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия (1926)
Вокруг рыбы, Музей современного искусства, Нью-Йорк (1926)
Манекены (Омега 5), Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (1927)
Маленький шутник в трансе, Музей Людвига, Кёльн (1929)
Монумент в плодородной стране, Художественный музей, Берн (1929)
Пламенеющий вечер, Музей современного искусства, Нью-Йорк (1929)
На полях (Ad Marginem), Художественный музей Базеля (1930)
Фрукты на красном, Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен (1930)
Завоеватель, Художественный музей, Берн (1930)
Индивидуализированная высотная шкала полос, Художественный музей, Берн (1930)
Братья и сёстры, частная коллекция (1930)
Полифония, Художественный музей Базеля (1932)
К Парнасу (Ad Parnassum), Художественный музей, Берн (1932)
Человек будущего, Художественный музей, Берн (1933)
Нарисованный, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф (1935)
Остров Дулькамара (Insula dulcamara), Галерея Бейелер, Базель (1938)
Героические розы, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф (1938)
Красный жилет, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия (1938)
Женщина в крестьянском платье, Художественный музей, Берн (1940)
Смерть и огонь, Художественный музей, Берн (1940)
- Der Blaue Reiter: Немецкая художественная группа экспрессионистов
- «Владимир Кудряшев (1902–1944). Графика, скульптура»
- В Новосибирске завершился Рождественский фестиваль искусств
- Где можно отдохнуть в России недорого?
- Квартирный переезд глазами сотрудников мувинговых компаний
- Сэмюэль Л. Джексон: жизнь и творчество
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?