Der Blaue Reiter: Немецкая художественная группа экспрессионистов читать ~4 мин.
Как Die Brucke, авангардное движение живописи в Дрездене, Der Blaue Reiter (Синий всадник) была важной немецкой экспрессионистской группой. Основанная в Мюнхене в 1911 году как ответвление от более крупной ассоциации, известной как Neue Kunstlervereiningung (NKV), также называемой Федерацией новых художников, название «Синий всадник» происходит от небольшой картины Василия Кандинского (1844-1944), движущей силы группы. Художник русского происхождения, поселившийся в Мюнхене в 1896 году, он имел в городе собственную художественную школу и был президентом художественной группы «Фаланга». Другим важным членом-основателем Blaue Reiter был немецкий художник и гравёр Франц Марк (1880-1916).
Несмотря на то что группа «Синий всадник» просуществовала всего три года, она создала несколько величайших картин XX века и, по мнению художественных критиков, стала высшей точкой экспрессионизма в Германии. Центром этой деятельности была влиятельная галерея «Штурм» в Берлине, основанная левым критиком Гервартом Вальденом (1879-1941), которая стала центром для ряда прогрессивных художников XX века со всей Европы.
Стиль экспрессионизма
В отличие от более целостной группы Die Brucke, «Синий всадник» оставался свободным объединением художников-экспрессионистов, без единого стиля, за исключением, возможно, духовного, а не земного Die Brucke – стиля в их живописи. Хотя в 1912 году Кандинский и Марк опубликовали Almanach Der Blaue Reiter, сборник эссе об искусстве, группа не имела художественной программы, являясь не более чем скоплением попутчиков, интересующихся такими вещами, как возрождение духовной ценности искусства, психологическое использование цвета в живописи (особенно синего, который, по сообщениям, имел для Кандинского особое значение), а также примитивное искусство и культура.
Основных членов группы было всего пять: Кандинский и Марк, а также Пауль Клее (1879-1940), Август Макке (1887-1914), и «русский Матисс» – Алексей фон Явленский (1864-1941). В выставках Blaue Reiter участвовали и многие другие художники, в том числе голландский экспрессионист Генрих Кампендонк (1889-1957), фовисты Андре Дерен и Морис де Вламинк, русские Владимир и Давид Бурлюк (1882-1967), Гончарова и Михаил Ларионов, а также партнёр Кандинского Габриэле Мюнтер (1887-1914), однако именно пять основных членов олицетворяют понятие группы.
Выставки
Первая официальная художественная выставка Blaue Reiter открылась в Мюнхене в Moderne Galerie Thannhauser в декабре 1911 года. В марте 1912 года она отправилась в Берлин, где открыла галерею «Штурм», а затем в Кёльн и Франкфурт. Вторая выставка состоялась в 1912 году в галерее Ганса Гольца в Мюнхене. Больше «официальных» выставок группы не было, но все пять её основных членов активно участвовали в общем экспрессионистском движении: они были представлены на большой выставке Зондербунда в Кёльне в 1912 году и на знаменитой Первой немецкой выставке Салон д’Автомн в галерее Штурм в Берлине в 1913 году.
Группа была рассеяна последствиями Первой мировой войны. Август Макке был убит в 1914 году, Франц Марк – в 1916-м, а Явленский бежал в Швейцарию. Пауль Клее и Василий Кандинский присоединились к школе дизайна Баухауз в качестве преподавателей под руководством Вальтера Гропиуса (1883-1969). В 1924 году эти трое – по предложению немецкого арт-дилера Галки Шейер (1889-1945) – объединились с немецко-американским художником Лионелем Файнингером (1871-1956), чтобы создать Die Blaue Vier («Голубая четвёрка»), как своего рода зонтичный бренд, под которым можно было бы продавать свои картины в США. Выставки проводились в Мексике и Америке. Позже, в 1930-е годы, несколько художников «Синего всадника» были запрещены властями в ходе нацистской кампании по борьбе с дегенеративным искусством («entartete kunst»). Наконец, в 1949 году в Мюнхене была организована ретроспективная выставка работ экспрессионистской группы Der Blaue Reiter. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930).
Работы Blaue Reiter
Важные картины, которые являются примером этой конкретной довоенной идиомы немецкого экспрессионизма, включают:
Василий Кандинский
Синий всадник (1903, частная коллекция)
Осень в Мурнау (1908, частная коллекция)
Осень в Баварии (1908, Национальный музей современного искусства, Париж)
Зимний пейзаж (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Спальня на Айнтмиллерштрассе (1909, Галерея Ленбаххаус, Мюнхен)
Интерьер, Моя столовая (1909, Штадишегаллери, Мюнхен)
Казаки (1910, Частная коллекция)
Франц Марк
Большие синие лошади (1911, Walker Art Centre, Minneapolis)
Тигр (1912, Stadtische Galerie im Lenbachhaus, Munich)
Маленькая синяя лошадь (1912, Saarland Museum)
Алексей фон Явленский
Голова (ок. 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Голова женщины (1911, Национальная галерея современного искусства, Эдинбург)
Голова женщины «Медуза» (1923, Музей изящных искусств, Лион)
Август Маке
Зоологический сад I (1912, Галерея Ленбаххаус, Мюнхен)
Женщина в зелёной куртке (1913, Музей Людвига, Кёльн)
Девушки под деревьями (1914, Частная коллекция, Австрия)
Основные коллекции
Хотя работы художников Blaue Reiter находятся во многих лучших художественных музеях мира, хорошие коллекции можно увидеть в этих учреждениях:
Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Музей Стеделийк, Амстердам
Галерея Тейт, Лондон
О более позднем стиле немецкого экспрессионизма см: Die Neue Sachlichkeit.
- «Галев-Галерея» впервые в Москве открыла выставку Павла Кондратьева
- По повести Ивана Франко издадут книгу комиксов
- Осень в картинах Леонида Афремова
- Выставка Бориса Вилкова «TAPE ART / КАРТИНЫ ИЗ СКОТЧА» в Галерее А3
- Ночь в музее 2015. Выставки в галереях Москвы
- Арт-галерея Воронежского камерного театра представила живопись театрального художника Александра Горенштейна
- Выставка Леонида Афремова
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?