Пол Нэш:
английский сюрреалист, книжный иллюстратор читать ~5 мин.
Пол Нэш (Paul Nash) — английский живописец, иллюстратор и дизайнер, принадлежавший к плеяде независимо мыслящих художников. Будучи прочно укоренённым в традициях английской пейзажной живописи, он одновременно активно осваивал стили современного искусства, распространившиеся в Европе в начале XX века. Талантливый военный художник во время Первой мировой войны, позже он испытал влияние сюрреализма, чью творческую эстетику он применил в нескольких абстрактных работах на пейзажные темы. Как сторонник авангардного искусства, он стал сооснователем группы Unit One (1933) и помог организовать важную Международную выставку сюрреалистов в 1936 году.
Нэш также создавал театральные декорации, текстильные рисунки и был особенно одарён в области книжной иллюстрации. Наиболее известны его картины «Мёртвое море» (1940–1941, Галерея Тейт), «Ступени Даймчерча» (1922–1924, Национальная галерея Канады), военные полотна «Ипрский выступ ночью» (1918, Имперский военный музей), «Стрельба гаубицы» (1918, Имперский военный музей) и «Мы создаём новый мир» (1918, Имперский военный музей), а также иллюстрации к «Погребению в урне» Томаса Брауна (1932). Его младший брат Джон Нэш (1893–1977) также был художником-пейзажистом и иллюстратором. Признанный одним из величайших художников XX века Англии, Нэш во многом определил пути развития современной британской живописи.
Ранние годы и Первая мировая война
Пол Нэш учился в школе Святого Павла, но, не проявив успехов в точных науках, решил посвятить себя искусству. После недолгого обучения в политехникуме Челси и Лондонской школе фотогравюры и литографии, в 1910–1911 годах он поступил в Школу изящных искусств Слейда под руководством Генри Тонкса. Среди его сокурсников были Стенли Спенсер, Бен Николсон и Дора Каррингтон. В отличие от многих современников, Нэш не поддался влиянию выставки постимпрессионистов, организованной Роджером Фраем в 1910 году. Его ранние рисунки, такие как «Ангел и дьявол» (1910, Музей Виктории и Альберта), были романтическими по духу, вдохновлёнными творчеством Данте Габриэля Россетти, Сэмюэла Палмера и Уильяма Блейка. Постепенно Нэш переключился на более реалистичные сюжеты, создав ряд атмосферных пейзажных картин. Его первая персональная выставка акварелей состоялась в галерее Carfax в 1912 году.
В 1914 году Нэш женился на Маргарет Оде, активистке движения за женское избирательное право. С началом войны он вступил в полк «Художественные стрелки», а в 1916 году стал офицером Гэмпширского полка. В 1917 году его направили на Ипрский выступ, но через четыре месяца он вернулся домой из-за несчастного случая, сломав ребро. Результатом этого периода стала серия рисунков с фронта, в которых ощущалось влияние журнала BLAST и движения вортицизма. Работы были выставлены в галерее Goupil, после чего Нэш получил статус официального военного художника и вернулся на фронт. Картины этого периода, такие как «Мы создаём новый мир» (1918) и «Менинская дорога» (1919), сочетают отстранённый реализм с нарастающим чувством абстракции.
1920-е годы
С 1918 по 1928 год Нэш активно занимался книжной иллюстрацией, создавал театральные декорации и преподавал дизайн в Королевском колледже искусств. Он также получил признание как выдающийся акварелист и стал видным членом Общества художников-гравёров по дереву. После тяжёлой болезни в 1921 году он начал серию картин, изображающих пляж Даймчерч на побережье Кента. Широкое, угловатое видение, характерное для этих одиноких и мрачных пейзажей, можно увидеть в работе «Ступени Даймчерча» (1922–1924, Национальная галерея Канады). К концу десятилетия Нэш столкнулся с творческим кризисом. Картины Даймчерча уже намекали на возможности абстракции, а в работе «Берег» (1923, Городская художественная галерея Лидса) художник ещё больше упростил формальные элементы, усилив эффект яркой цветовой гаммы. В 1928 году, под впечатлением от выставки Джорджо де Кирико в Лондоне, Нэш решил попытаться раскрыть то, что он называл “реальностью иного аспекта привычного мира — ту загадку ясности, которая одновременно так ускользает и так определённа”.
Сюрреализм и неоромантизм
Знакомство с сюрреализмом открыло художнику путь к дальнейшему развитию. В 1933 году он вместе с Генри Муром, Барбарой Хепуорт, Беном Николсоном и критиком Гербертом Ридом основал группу Unit One, целью которой было продвижение современной архитектуры, дизайна и живописи. В последующие годы Нэш организовал несколько выставок и занимался коммерческими проектами.
При этом Нэш создал собственную, глубоко английскую версию сюрреализма. В отличие от тревожных образов континентальных художников, он искал таинственное и иррациональное в самой природе. Его особенно привлекали древние английские ландшафты, несущие отпечаток истории: мегалиты в Эйвбери, курганы и холмы железного века, такие как Уиттенхэмские холмы. Нэш верил, что у каждого места есть свой «гений», или дух, и стремился помещать объекты в необычные взаимосвязи, чтобы раскрыть их скрытую сущность. Этот подход, объединивший авангард с романтической традицией, лёг в основу неоромантического движения, к которому также принадлежал его младший современник Грэм Сазерленд.
Многогранность таланта Нэша проявилась и в прикладном искусстве. Он успешно работал дизайнером, создавая узоры для текстиля по заказу компании Allan Walton Textiles, а также разрабатывал дизайн посуды для фабрики Foley China. Его работы в этой области демонстрируют то же чувство формы и цвета, что и его живопись, и являются важной частью его творческого наследия.
Вторая мировая война и последние годы
Когда началась Вторая мировая война, Нэш вновь был назначен военным художником, на этот раз при Министерстве авиации. Несмотря на ухудшающееся здоровье из-за астмы, его стиль оставался узнаваемым: яркая и чистая цветовая палитра и сильное личное видение. Лишь немногие из его поздних военных картин передают то же чувство опустошения, что и работы времён Первой мировой. Самой известной из них стала «Totes Meer (Мёртвое море)» (Галерея Тейт), изображающая огромное кладбище сбитых немецких самолётов близ Оксфорда.
Пол Нэш скончался от сердечной недостаточности в июле 1946 года в Боскомбе, Дорсет. Его последние работы были посвящены подсолнухам — «Подсолнух и солнце» (1942) и «Затмение подсолнуха» (1945) — и пейзажам, которые, как и некоторые символические картины предыдущих лет, затрагивали темы возрождения и обновления. Картины Пола Нэша хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, включая галереи Тейт и Имперский военный музей в Лондоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?