Поль Серюзье, художник-постимпрессионист, группа Наби читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Французский художник-символист, дизайнер и теоретик искусства Поль Серюзье был соратником и последователем Поля Гогена (1848-1903) и Эмиля Бернара (1868-1941) в художественной колонии Понт-Авен в Бретани. Но наиболее известен он как член-основатель Наби, французской группы художников-постимпрессионистов, находившихся под влиянием использования Гогеном цвета в живописи. В 1888 году Серюзье написал Пейзаж: Буа д’Амур (Талисман) (Музей д’Орсе, Париж), и именно эта основополагающая пейзажная картина, характеризующаяся полуабстрактной трактовкой и насыщенными чистыми цветами пурпурного, киноварного и веронезской зелени, положила начало группе. Среди других членов Наби были Пьер Боннар (1867–1947), Эдуар Вюйар (1868-1940) и Морис Дени (1870-1943). Теории Серюзье о станковой живописи были, пожалуй, более важными, чем его собственная творческая работа. Он больше всего запомнился своим трактатом Азбука живописи (1921), в котором исследовал цветовые отношения и пропорциональность. Активная фигура во французской живописи, с 1908 года он регулярно преподавал в Академии Рансон.
Ранние годы
Поль Серюзье родился в зажиточной семье среднего класса: его отец был успешным бизнесменом. В 1875 году он поступил в Лицей Кондорсе, который окончил в 1883 году по философии и естественным наукам. В 1885 году он поступил в прогрессивную частную художественную школу Академия Жюлиана. Именно здесь он начал свою многолетнюю дружбу с Морисом Дени.
Понт-Авен
Летом 1888 года он посетил художественную колонию Понт-Авен в Бретани, где Поль Гоген привлёк группу последователей. Во время пребывания в Понт-Авене 24-летний Серюзье написал полуабстрактную пейзажную картину под названием Талисман под бдительным оком Гогена. В картине полностью использовалась модная техника клуазонизма (от французского cloison, означающего перегородку) — метод, популярный среди французских художников-символистов, который характеризовался плоскими цветовыми областями, ограниченными тяжёлыми контурами. (Иногда его также ошибочно называют синтетизмом.)
Наби
Вернувшись в Академию в Париже, Серюзье с энтузиазмом поделился идеями, которые он узнал от Гогена, касающимися декоративных эффектов цвета, и продемонстрировал свою новую работу, что вызвало страстные обсуждения среди его сокурсников. Именно в этот момент он сформировал отдельную группу — под названием Наби — которая включала его близкого друга Мориса Дени, а также Пьера Боннара, Поля Рансона (1862-1909) и Анри Ибельса (1867-1936). К этим членам-основателям группы позднее присоединились венгерский художник Йожеф Риппль-Ронаи (1861-1927), французские современные художники Кер-Ксавье Руссель (1867-1944), Эдуар Вюйар (1868-1940), Аристид Майоль (1861-1944) и Жорж Лакомб (1868-1916), голландский художник Ян Веркаде (1868-1946) и швейцарский художник Феликс Валлотон (1865-1925).
Философия Наби
Общий подход группы включал неприятие поверхностной красивости импрессионизма и почитание постимпрессионистской живописи Гогена, особенно его техники синтетизма. Она стремилась устранить границы между декоративным искусством и станковой живописью, а также наполнить искусство литературным или иным повествовательным смыслом. Кроме живописи, члены группы также занимались искусством витражей, текстильным дизайном, гобеленами, кукольным театром, мозаичным искусством, дизайном мебели, литографией, изделиями из стекла, книжной иллюстрацией, театральными декорациями и плакатным искусством. Реализм в искусстве был отодвинут в сторону в пользу декоративного символизма.
Наби регулярно собирались, чтобы обсуждать эстетику, а также другие теоретические вопросы, касающиеся искусства, символизма и эзотеризма. Однако после того, как Гоген уехал из Франции на Таити в 1891 году, группа постепенно утратила свою сплочённость. Тем не менее, при поддержке журнала La Revue Blanche, они продолжали выставляться вместе на протяжении 1890-х годов. Только после очень успешной выставки в 1899 году они распались. Серюзье и Дени остались в рамках общей идиомы группы, в то время как Боннар и Вюйар развили интимизм — высоко декоративный стиль изображения интерьеров.
1890-е годы
Сам Серюзье вернулся в Бретань, где проработал два года (1892-94). Его избранными сюжетами были бретонские крестьяне, в то время как его палитра изменилась от вдохновлённого Гогеном выбора чистого цвета к значительно приглушённой серым. Серюзье проводил зимы в Париже, работая вместе со своим другом Люнье-По, основателем Театра дель Эвр, чьи символистские постановки привлекали многих художников Наби к созданию декораций и костюмов. В 1897 и 1903 годах Серюзье посетил школу религиозного искусства при немецком бенедиктинском монастыре Бойрон, где монахи следовали художественной философии, согласно которой законы красоты были открыты Богом только художникам, воспринимавшим правильные божественные пропорции и гармонию размеров. Серюзье глубоко привязался к их идеям, хотя ему не удалось убедить своих парижских друзей в их важности. До 1900 года большая часть его работ изображала бретонских крестьян. После 1900 года её содержание стало почти исключительно религиозным.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?