Перси Уиндем Льюис:
абстракционист, основатель вортицизма читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Динамичная, своеобразная фигура в британском авангардном искусстве в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Перси Уиндем Льюис был одним из ведущих британских художников-абстракционистов и соучредителем (вместе с Эзрой Паундом) движения вортицизм — одного из немногих абстрактных художественных движений, зародившихся в Британии, — чей литературный журнал (BLAST) он редактировал. Вортицистская идиома абстрактного искусства, основанная на модернистских машинных и архитектурных формах, имела множество философских и оптических особенностей, общих с двумя основными европейскими стилями современного искусства — а именно кубизмом (расцвет 1908-14) и футуризмом (1909-1914) — но не соглашалась ни с одним из них. Среди других известных вортицистов был рано ушедший из жизни французский скульптор Анри Годье-Бжеска (1891-1915), в то время как к движению были близки выдающийся американский скульптор Джейкоб Эпстайн (1880-1959) и сильно недооценённый художник Дэвид Бомберг (1890-1957). Уиндем Льюис (он отбросил своё ненавистное первое имя) был также плодовитым автором эссе, полемических брошюр, автобиографий — «Взрывание и бомбометание» (1937) и «Грубое задание» (1950) — а также романов, в частности, «Тарр» (1918). Хотя его репутация была позже запятнана связью с Британской фашистской партией, он остаётся одним из самых оригинальных и лучших английских художников начала XX века.
Ранние годы и художественное образование
Родившийся на яхте у побережья Амхерста, Новая Шотландия, он был 11-летним, когда его родители разошлись, после чего он остался с матерью, которая покинула Соединённые Штаты и вернулась в родную Англию. После того как он проявил горячий интерес к рисунку и живописи, он учился в Школе изящных искусств Слейда в Лондоне между 1898 и 1901 годами, прежде чем переехать в Париж, где оставался в течение нескольких лет. Вдохновлённый своим другом, независимым и бунтарским Огастесом Джоном (1878-1961) — позже приглашённым в студию Пикассо, чтобы увидеть шедевр последнего «Авиньонские девицы» — он начал относиться к живописи более серьёзно, хотя на этом этапе его первым предпочтением по-прежнему было стать писателем на полную ставку.
Около 1909 года он вернулся в Англию, где стал активным членом литературного и художественного авангарда. Примерно в это время он разработал свой характерный угловатый, полуабстрактный стиль живописи, основанный на формах, подобных тем, которые использовались футуризмом и кубизмом. В 1911 году он присоединился к Кэмден-таунской группе британских импрессионистов, наряду с другими современными художниками, такими как Уолтер Сикерт, Спенсер Гор, Генри Лэмб, Огастес Джон, Адриан Эллинсон, Джон Нэш, Максвелл Гордон Лайтфут и Гарольд Гилман. Он также подружился с Роджером Фраем (1866-1934), членом Блумсберийской группы и одним из самых влиятельных искусствоведов после Джона Рёскина (1819-1900). Он был также авторитетом в области современных художественных движений во Франции, для одного из которых он изобрёл термин постимпрессионизм (ок. 1880-1905). Фрай впоследствии курировал крупную художественную выставку, проходившую в галереях Графтон (октябрь 1912 — январь 1913) под названием «Британские, французские и русские художники», на которой были представлены работы самого Фрая, Уиндема Льюиса, Дункана Гранта, Ванессы Белл, Спенсера Гора, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Поля Сезанна и Василия Кандинского.
Вортицизм
В 1913 году Фрай вместе с Уиндемом Льюисом, Ванессой Белл и Дунканом Грантом основал «Мастерские Омега», компанию декоративного искусства, призванную повысить уровень абстрактного дизайна в Британии, обеспечить рабочее место и доход для бедных, но талантливых художников и, как надеялись, послужить практическим форумом для поощрения взаимообогащения между изобразительным искусством и прикладным искусством в различных дисциплинах. Во многих отношениях это была модернистская форма движения «Искусства и ремесла» XIX века Морриса. Другие художники, связанные с проектом, включали Эдварда Уодсворта, Фредерика Этчеллса и французского скульптора Анри Годье-Бжеску.
Вскоре, однако, Уиндем Льюис начал возражать против сосредоточенности «Омеги» на современном французском искусстве. Он также не желал играть вторую скрипку после Фрая. Пара поссорилась, и Льюис резко ушёл, чтобы создать свою собственную организацию вместе с Фредериком Этчеллсом, Катбертом Гамильтоном и Эдвардом Уодсвортом. Новая организация появилась в форме Центра искусства бунтарей — места для художников, где можно было обсуждать революционные идеи и беспредметное искусство — расположенного на Грейт-Ормонд-стрит, 38, в Лондоне. Сам Льюис был занят совершенствованием своих абстрактных картин, создавая воинственный стиль кубофутуризма, который включал геометрические формы, а также отсылки к машинам и городской архитектуре. Он окрестил свой стиль вортицизмом, полагая, что художники должны наблюдать кинетическую энергию современного общества с фиксированной точки обзора в центре вихря, так сказать. В Центре искусства бунтарей было создано мало коллективного искусства, но он служил в качестве ранней штаб-квартиры вортицистской группы и её радикального художественного журнала BLAST.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?