Рене Магритт:
художник-сюрреалист, магический реалист читать ~6 мин.
Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. René François Ghislain Magritte) — один из самых новаторских художников-сюрреалистов XX века. Бельгийский живописец наиболее известен своими иллюзионистскими картинами, в которых обыденные предметы изображены в неожиданных сочетаниях. Этот стиль тесно связан с магическим реализмом и сюрреализмом.
За исключением трёх лет, проведённых в Париже, Магритт вёл скромную и трудолюбивую жизнь в Брюсселе, со спокойной убеждённостью перенося на холст образы невозможного. Несмотря на участие во многих выставках сюрреалистов, он долго не получал международного признания. Лишь в 1950-х годах, после создания шедевра «Комната для прослушивания» (1952, Коллекция Менил, Хьюстон) и выполнения ряда престижных заказов на фрески, к нему пришла известность.
Крупная ретроспектива его работ состоялась в Брюсселе в 1954 году, за ней последовали важные персональные выставки в Нью-Йорке (1965) и Роттердаме (1967). Среди других его знаменитых картин — «Условия человеческого существования» (1933) и «Империя света II» (1950). Влияние Магритта на авангардные течения, такие как поп-арт, было значительным, а некоторые его полотна стали культовыми образами современного искусства.
Обучение и ранние работы
Рене Магритт родился в Лессине, провинция Эно, в семье портного. Его ранний интерес к рисованию привёл его на учебные курсы в 1910 году. В возрасте 14 лет он пережил трагедию: его мать покончила с собой, утопившись в реке Самбре. С 1916 по 1918 год он учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, однако академическая программа не вызывала у него интереса.
За относительно традиционными импрессионистскими работами (1915–1918) последовал более индивидуальный стиль, сложившийся в 1920–1924 годах. В этот период он черпал вдохновение в кубизме, орфизме (Робер Делоне) и футуризме. В его работах прослеживается яркий колорит и исследование соотношения объёмной формы и плоскости холста. Основной темой этого периода была женская нагота.
Важную роль в жизни Магритта сыграла его жена Жоржетта Бергер, с которой он познакомился ещё в юности и воссоединился в 1920 году. Они поженились в 1922 году и оставались вместе до конца его жизни. Жоржетта стала его главной музой и моделью для многих известных картин, включая «Попытку невозможного» (1928), где художник изображает себя рисующим её с натуры.
Влияние Джорджо де Кирико
Всё изменилось в 1925 году, когда Магритт увидел репродукцию картины «Песнь любви» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк) итальянского художника Джорджо де Кирико. Это произведение, яркий пример метафизической живописи, открыло ему силу иррациональных образов. Вдохновлённый этим, он перешёл к сюрреалистическому стилю, примерами которого служат «Угрожаемый убийца» (1927) и «Одеяние приключений» (1926). В них он выражал своё ощущение тайны мира через резкие сопоставления объектов.
Переезд в Париж
В то время Магритт жил в Брюсселе и зарабатывал на жизнь созданием обоев, плакатов и рекламы. Лишь в 1926 году, заключив контракт с брюссельской галереей «Кентавр» (Galerie Le Centaure), он смог полностью посвятить себя живописи. В 1927 году в Брюсселе состоялась его первая персональная выставка, однако критики встретили её прохладно. Разочарованный, он переехал в Париж, где сблизился с Андре Бретоном и вошёл в круг сюрреалистов. Тем не менее он оставался в стороне от их увлечения автоматизмом, сохраняя собственный стиль.
В конце 1929 года галерея «Кентавр» закрылась, и контракт Магритта был расторгнут. Не добившись значимого успеха в Париже, в 1930 году он вернулся в Брюссель и возобновил работу в рекламе. Вместе с братом Полем он основал агентство, которое обеспечивало им средства к существованию.
Признание
Коллекцию из примерно 200 картин Магритта, оставшуюся после банкротства галереи, выкупил его друг Э.Л.Т. Месенс. Он активно продвигал творчество Магритта в Великобритании в 1930-е годы. В то же время художник продолжал выставляться вместе с группой сюрреалистов. Признание пришло и из Америки: в 1936 году в Нью-Йорке с успехом прошла его первая выставка, которая обеспечила ему известность.
Во время Второй мировой войны Магритт оставался в Брюсселе. В этот период он работал в красочном, живописном стиле, известном как «период Ренуара». За ним последовал недолгий «период ваш» (période vache, «коровий период») в конце 1940-х, связанный с фовизмом. Работы этого времени отличались гротескными образами и вызывающе яркими красками, что было сознательной провокацией против парижской изысканности.
К концу 1948 года он вернулся к стилю и темам своего довоенного творчества. В том же году Магритт подписал контракт с нью-йоркским арт-дилером Александром Иоласом, который представлял его интересы до конца жизни художника. В 1950-е годы его масляная живопись начала появляться на крупнейших мировых выставках, а сам он получил международные награды.
Классический стиль сюрреализма
Подобно своему современнику Полю Дельво, Магритт создавал абсурдистские композиции, используя подчёркнуто прозаичные и обыденные образы. Этим его работы отличаются от причудливых фантазий Сальвадора Дали. Художественный язык Магритта более сдержан, но не менее тревожен. Неожиданное расположение объектов, их частичная трансформация или инверсия законов природы (например, ночная улица под дневным небом) создают особый концептуальный эффект и раскрывают в нём великого поэта живописи.
Магритт не использовал живопись для выражения личных фантазий. Вместо самоанализа он обращался к остроумию, иронии и интеллектуальным комментариям. В своих «словесных картинах» (1928–1930) он исследовал взаимоотношения между словами, изображениями и обозначаемыми ими объектами. В работе «Условия человеческого существования I» (1933) он изучает связь искусства и природы, изображая холст на мольберте, который идеально сливается с пейзажем за окном.
Творчество Магритта пронизано интересом к философии. Его картины ставят под сомнение привычное восприятие реальности, исследуя разрыв между вещью и её изображением. Эти визуальные парадоксы созвучны идеям философов, интересовавших художника, и предвосхищают многие концепции структурализма и постструктурализма, которые анализировали природу знака и языка.
Магритт использовал ряд повторяющихся мотивов: удушье и клаустрофобия, стремление к свободе (голубое небо), смерть и распад (гробы). Некоторые из них исследователи связывают с детской травмой от потери матери. Героем многих его поздних картин стал безликий человек в котелке и пальто, напоминающий манекен. Эти темы многократно переосмысливались художником на протяжении всей его карьеры.
Наследие
Интеллектуальный, фигуративный сюрреализм Магритта оказал огромное влияние как на его современников, так и на последующие течения, включая нео-дада и поп-арт. В 2006–2007 годах в Музее искусств округа Лос-Анджелес прошла крупная выставка «Магритт и современное искусство: Вероломство образов», посвящённая его влиянию на современных художников.
Другие художники-сюрреалисты
Другие современные художники, связанные с сюрреализмом, включают: Макса Эрнста (1891–1976), Пауля Клее (1879–1940), Жоана Миро (1893–1983).
Шедевры Рене Магритта:
«Угрожаемый убийца» (1927) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Попытка невозможного» (1928) Частная коллекция.
«На пороге свободы» (1930) Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам.
«Вероломство образов» (1928–29) Музей искусств округа Лос-Анджелес, Калифорния.
«Условия человеческого существования» (1933) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Красная модель» (1935) Центр Помпиду, Париж.
«Воспроизведение запрещено» (1937) Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам.
«Пронзённое время» (1938) Чикагский институт искусств.
«Империя света II» (1950) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Личные ценности» (1952) Музей современного искусства Сан-Франциско.
«Комната для прослушивания» (1952) Коллекция Менил, Хьюстон.
Коллекции
Работы Рене Магритта, одного из самых интригующих художников XX века, представлены во многих ведущих музеях мира. Крупные коллекции находятся в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Национальной галерее искусства в Вашингтоне и Центре Помпиду в Париже. Значительное собрание его работ хранится в Коллекции Менил в Хьюстоне, а также в Музее Магритта в Брюсселе, открытом в 2009 году.
- «Зачарованная поза» - последний фрагмент картины Магритта найден в Брюсселе
- Выставка «Рене Магритт. Вероломство образов»
- Выставка Сергея Исыпова, «Дорог моих пересечения»
- Жизнь и творчество Ван Гога в формате 3D
- Ритмы страстного танго на улицах Буэнос-Айреса
- $20,2 млн. за «Шестнадцать Джеки» Энди Уорхола
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?