Робер Делоне:
художник-абстракционист, основатель орфизма и симультанизма читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пионер современного искусства начала XX века — в 1912 году он стал первым французским художником, создавшим полностью абстрактное искусство — Робер Делоне открыл возможности нерепрезентативной живописи своим изобретением орфизма — стиля, который объединил элементы кубизма и фовизма с движением футуризма и который исследовал абстрактные качества цвета. Он также изучал эффекты «Закона одновременного контраста цветов», разработанного французским химиком XIX века Мишелем-Эженом Шеврёлем. Его самые известные работы включают: «Башни Лаона» (1912, Национальный музей современного искусства, Париж); «Одновременные окна на город» (1912, Гамбургская художественная галерея); «Марсово поле: Красная башня» (1911–23, Художественный институт Чикаго); «Эйфелева башня» (1910, Гуггенхайм, Нью-Йорк); «Солнце, башня, аэроплан» (1913, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало); и «Одновременные контрасты: Солнце и Луна» (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Влиятельная фигура в французской живописи начала XX века, его творчество оказало влияние на художников-абстракционистов, а также на полуабстрактных художников, включая некоторых немецких экспрессионистов, итальянских футуристов и американских синхромистов. Делоне также повлиял на ряд движений абстрактного искусства. Однако это влияние снизилось после 1920 года.
Ранняя карьера
Французский художник Робер Делоне начал свою художественную карьеру в качестве ученика театрального декоратора в 1902 году. В 1904 году он обратился к живописи, первоначально в стиле импрессионизма, но вскоре отошёл от более традиционных практик, чтобы исследовать абстрактные качества цвета. К 1905 году он писал большими пятнами яркого цвета в манере фовистов. В период 1908–10 годов он внёс свой вклад в аналитический кубизм, создавая работы в кубистском стиле с яркими цветами вместо модных коричневых и серых тонов Пикассо (1881–1973) и Брака (1882–1963). Его сюжеты также отличались: он выбирал динамичные городские образы, а не более традиционные, но статичные формы натюрморта. Это иллюстрируется его серией картин с изображением Эйфелевой башни, такими как «Эйфелева башня» (1910, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) и «Красная башня» (1912). Перейдя к полной абстракции в 1912 году, он присоединился к группе «Золотое сечение» и — вместе с Альбером Глезом (1881–1953), Франсисом Пикабиа (1879–1953), Марселем Дюшаном (1887–1968), Жаном Метценже (1883–1956), Фернаном Леже (1881–1955) и другими — выставлялся в галерее Ла Боэси. В следующем году его живопись была показана на персональной выставке в престижной галерее «Штурм» в Берлине (основанной Херварт Вальден), вызвав большой интерес у таких художников, как Франц Марк (1880–1916) и Кандинский (1866–1944), а также Пауль Клее (1879–1940) и Марк Шагал (1887–1985).
Орфизм (симультанизм)
Стиль Делоне в это время отличался свободно написанными пятнами радужных цветов, выложенными в перекрывающихся плоскостях контрастных или дополнительных оттенков, которые искусствовед Гийом Аполлинер (1880–1918) интерпретировал как имеющие «музыкальный эффект» и назвал это орфизмом или орфическим кубизмом. (Орфей был мифологическим музыкантом Древней Греции.) Другим представителем орфизма, чья абстрактная живопись оказала значительное влияние на Делоне, был франко-чешский художник Франтишек Купка (1871–1957).
Сам Делоне предпочитал термин симультанизм (идея, разработанная французским философом Анри Луи Бергсоном) для характеристики своего творчества. Хорошим примером является «Город Париж» (1912; Музей современного искусства города Парижа). И Делоне, и итальянские футуристы исследовали эту идею, которая утверждает, что мир запечатлевается в сознании как мимолётные, интуитивно понимаемые ощущения. В «Городе Париж» Делоне не стремился изобразить, как выглядел Париж, а то, как он ощущался от минуты к минуте; он передавал скорость и напряжение жизни в большом городе с помощью перекрывающихся и фрагментированных форм, включая железный мост и Эйфелеву башню. «Одновременность» рассматривалась как особенно подходящее описание современной жизни, и Делоне написал серию видов современного Парижа, которые передавали ощущение срочности и движения, как в «Команде Кардиффа» (1912–13; Музей Ван Аббе, Эйндховен).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?