Роберт Моррис:
минималист, скульптор и художник ассамбляжа читать ~5 мин.
Роберт Моррис (Robert Morris) — один из самых сложных и значимых художников-постмодернистов, проявивший себя в широком спектре современных художественных течений. Он начинал с изучения абстрактного экспрессионизма в живописи, затем обратился к перформансу, после чего сосредоточился на современной скульптуре. В 1960-х годах вместе с Дональдом Джаддом он стал одним из ключевых теоретиков и представителей минимализма, получив признание от ведущих галерей современного искусства.
Моррис отстаивал художественную концепцию, в которой искусство сводилось к простым геометрическим формам, лишённым метафор и отсылок. Главный акцент делался на взаимодействии зрителя с произведением в пространстве. Одни критики встретили этот подход с энтузиазмом, другие, как Майкл Фрид (род. 1939), отнеслись к нему скептически. В 1960-е и 1970-е годы Моррис продолжал исследовать границы искусства, работая в области ассамбляжа, ленд-арта и процессуального искусства, где использование фетра и других нетрадиционных материалов смещало акцент с конечного продукта на процесс его создания.
Вклад Морриса в постмодернистское искусство также включает несколько важных теоретических эссе, в которых он излагал свои взгляды на случайность и эфемерность. Среди них — «Некоторые заметки о танце» (1965), «Заметки о скульптуре» (1968), «Антиформа» (1968) и «Вровень с Наска» (1975). Независимо от оценки его творчества, творческий диапазон Роберта Морриса и его влияние на современное искусство неоспоримы.
Образование и ранняя карьера
Роберт Моррис родился в Канзас-Сити, штат Миссури. С 1948 по 1950 год он изучал инженерное дело в Университете Канзаса, после чего поступил в колледж Рид, где занимался философией. Вскоре он переключился на искусство и начал обучение в Калифорнийской школе изящных искусств в Сан-Франциско. Через год Моррис прервал учёбу для службы в инженерных войсках армии США в Аризоне и Корее. После демобилизации он начал карьеру художника, создавая картины в стиле абстрактного экспрессионизма.
С этого момента его увлечение различными видами искусства приводило к постоянному взаимообогащению идей. Опыт жестовой живописи сформировал у него представление об искусстве как о записи перформанса художника. Это видно на фотографиях Ганса Намута, запечатлевшего Джексона Поллока за работой. Этот интерес привёл Морриса к танцу и хореографии, чему способствовала его жена, танцовщица и хореограф Симона Форти.
В 1959 году пара переехала в Нью-Йорк и присоединилась к труппе импровизационного танца Judson Dance Theater. Для неё Моррис поставил несколько перформансов, включая Arizona (1963), 21.3 (1964), Site (1964) и Waterman Switch (1965). Примитивные деревянные ящики, которые он создавал как реквизит, пробудили в нём интерес к минималистской скульптуре. На персональных выставках в Green Gallery в 1964 и 1965 годах он представлял целые залы, заполненные подобными объектами. С 1966 года он начал использовать промышленные материалы, такие как алюминий и стальная сетка.
Продолжая эксперименты, Моррис создал серию нео-дадаистских инсталляций, включая скульптурные модели мозга и электроэнцефалограммы, отсылающие к работам Марселя Дюшана (1887-1968). В 1960-е годы он также получил степень магистра по истории искусства в Хантер-колледже, защитив диссертацию о творчестве румынского скульптора Константина Бранкузи (1876-1957). В 1966 году он опубликовал влиятельную серию эссе «Заметки о скульптуре» в журнале Artforum и представил две работы из серии L-Beams на знаковой выставке «Первичные структуры» в Еврейском музее Нью-Йорка.
Антиформа и процессуальное искусство
В конце 1960-х Моррис отказался от фанеры и стали, характерных для его минималистских работ, в пользу мягких материалов. Это стало частью его исследования процессуального искусства и концепции «антиформы». Подобно Йозефу Бойсу (1921-1986), Моррис особенно интересовался фетром. Он сваливал, складывал и подвешивал его, создавая работы, которые подчёркивали различие между «формой» (созданной художником по заранее определённым принципам) и «процессом» (естественными свойствами материала, сопротивляющегося формовке).
Эти идеи соответствовали убеждению Морриса, что искусство является выражением процесса его создания, а не чисто визуальным переживанием, как настаивал критик Клемент Гринберг. Концепция процессуального искусства гласит, что конечный продукт — арт-объект — не главное. Важнее сам процесс и взаимодействие зрителя с произведением. Некоторые из этих работ были выставлены в престижной нью-йоркской галерее коллекционера Лео Кастелли (1907-1999).
См.: Оценка искусства: как ценить искусство и Как ценить живопись.
Критика
Иногда стремление Морриса к феноменологии в искусстве и вовлечению зрителей заходило слишком далеко. На выставке 1971 года в галерее Тейт в Лондоне его интерактивная инсталляция из пандусов и кубов заняла всю центральную скульптурную галерею. Однако через несколько дней выставку пришлось закрыть из соображений безопасности после того, как посетители начали слишком активно с ней взаимодействовать.
Идея о том, что его работы по своей сути театральны, высказывалась критиками Морисом Бергером и Майклом Фридом. Они опасались, что творчество Морриса отвергает основы традиционной эстетики. По их мнению, его авангардное искусство отрицает оригинальность, обесценивает мастерство и придаёт чрезмерное значение необычному. Главным возражением Фрида, изложенным в эссе «Искусство и объектность» (1967), было то, что минималистская скульптура Морриса превращает произведение искусства в спектакль, возвеличивая роль зрителя в ущерб форме и композиции.
Поздние работы (серия Firestorm)
Около 1980 года Моррис вернулся к живописи и рисунку, создав апокалиптическую серию Firestorm. Некоторые критики считают этот поворот логичным продолжением его интереса к теме смерти. Ещё в 1962 году он создал ассамбляж I-Box — деревянный ящик с дверцей в форме буквы «I». Когда дверца открывалась, она являла фотографию обнажённого художника, что напоминало образ тела в гробу.
Выставки
Работы Роберта Морриса экспонировались во многих ведущих художественных музеях США и мира. У него прошли крупные персональные выставки в таких институциях, как Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке (1970), Институт искусств Чикаго (1980) и Галерея Коркоран в Вашингтоне (1990). В 1994 году Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке организовал масштабную ретроспективу его творчества, которая затем была показана в Deichtorhallen в Гамбурге и в Центре Помпиду в Париже.
Значение художника
Хотя по вопросам «что такое искусство?» мнения расходятся, а репутация многих постмодернистов остаётся предметом дискуссий, ведущие деятели искусства не сомневаются в значимости Роберта Морриса как художника и теоретика. Его влияние на Дональда Джадда (1928-1994), а также на таких художников, как Ева Хессе (1936-1970) и Феликс Гонсалес-Торрес (1957-1996), особенно заметно в вопросах выбора материалов и восприятия искусства зрителем. По этим причинам Моррис считается одной из ключевых фигур в американском искусстве второй половины XX века.
- Опера «Брундибар» — легенда Терезинского гетто
- «Дьявол носит Prada» Лорен Вайсбергер, краткое содержание
- Театр драмы им. Горького готовит сюрпризы для зрителей Приморского края
- Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла
- Выставка «Становление стиля модерн в русском искусстве»
- Выставка Владимира Шинкарёва «Мрачные картины» открыта в ЦСИ «Винзавод»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?