Минимализм читать ~6 мин.
Появившись в целостной форме в Нью-Йорке в 1960-х годах, Минималистское искусство, известное в народе как Минимализм (но также иногда называемое ABC art, Cool art, Literalist art, Object art, и Primary Structure art) было основным направлением постмодернистского искусства, а именно стилем абстрактной живописи или скульптуры, характеризующимся крайней простотой формы: по сути, вид изобразительного искусства, сведённый к сущности геометрической абстракции. Широко выставляясь в лучших галереях современного искусства в Америке, он стал важным стилем в Нью-Йорке и продавался несколькими дилерами, включая Лео Кастелли.
Термин минимализм обычно применяется к работам художников-постмодернистов, таких как Карл Андре (р.1935 г.), Дэн Флавин (1933-1996), Дональд Джадд (1928-1994), Эллсворт Келли (р.1923), Сол ЛеВитт (р.1928), Роберт Моррис (р.1931), Кеннет Ноланд (р.1924), Ричард Серра (р.1939), Тони Смит (1912-1980), и Энн Труитт (р.1933); а также картины Роберта Мангольда (р.1937), Брайса Мардена (р.1938), Агнес Мартин (р.1912) и Роберта Раймана (р.1930), среди прочих. Очень часто это строгий, мозговой тип искусства, минимализм иногда ассоциируется с концептуализмом – через композитора-авангардиста Джона Кейджа (1912-1992) – и иногда с ленд-артом.
Истоки
Минимализм берёт своё начало от минимальных геометрических форм художника-супрематиста Казимира Малевича (1878-1935), примером которых являются такие работы, как «Чёрный круг» (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), и «готовых макетов» Марселя Дюшана (1887-1968). Более поздние пионеры включали преподавателя Баухауза и Колледжа Блэк Маунтин Йозефа Альберса (1888-1976), отмеченного серией «Почитание площади», и Ада Рейнхардта (1913-1967), который окончательно склонился к полностью чёрным картинам в конце 1950-х годов.
Появление минимализма было реакцией против эмоционализма абстрактного экспрессионизма, а также кульминацией особой эстетики. Одним из первых художников-абстракционистов, которого конкретно связывают с минимализмом, был абстрактный экспрессионист Фрэнк Стелла (р. 1936), чьи чёрные картины в «булавочную полоску» произвели огромное впечатление на художественной выставке 1959 года («16 американцев»), организованной Дороти Миллер в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Минималистские работы Стеллы (жёсткая живопись) – следуя по стопам более ранних работ Кеннета Ноланда, Роберта Мазервелла, Ральфа Хамфри и Роберта Раймана, резко контрастировали с эмоциональными, наполненными энергией картинами абстрактных экспрессионистов Виллема де Кунинга (1904-1997) или Франца Клайна (1910-1962). Другое влияние на развитие минималистской живописи оказал Эд Руша (р. 1937). (См. также: Пост-живописная абстракция.)
Минимализм в живописи и скульптуре
Минималистские картины и скульптуры обычно состоят из точных, жёстко очерченных, геометрических форм, с жёсткими плоскостями цветового пигмента – обычно с использованием холодных оттенков или, возможно, только одного цвета. Они, как правило, состоят из неиерархических, геометрически регулярных композиций, часто расположенных в формате сетки и выполненных из промышленных материалов. Независимо от точных деталей, идея этого вида беспредметного искусства состоит в том, чтобы очистить работу от любых внешних ссылок или жестов, таких как эмоциональность абстрактного экспрессионизма.
Согласно Роберту Моррису, одному из самых влиятельных теоретиков минимализма, в его фундаментальной серии эссе «Заметки о скульптуре 1-3» (Artforum, 1966), художника или скульптора-минималиста в первую очередь интересует, как зритель воспринимает отношения между различными частями произведения и между частями и целым. Повторения, часто встречающиеся в минималистской скульптуре, призваны подчеркнуть тонкие различия в этих отношениях. Альтернативный подход был изложен Дональдом Джаддом в его работе «Конкретные объекты» (Arts Yearbook 8, 1965), который рассматривал минималистское искусство как средство устранения унаследованных от Европы художественных ценностей, создавая тем самым новый тип американского искусства.
Движение подверглось резкой критике со стороны ряда важных художественных критиков и историков. Например, критическая статья Майкла Фрида «В искусстве и предметности» («Артфорум» в июне 1967 года) резко критиковала его «театральность».
Подробнее о лучших постмодернистских выразителях минимализма см: Лучшие современные художники.
Минимализм в архитектуре
Под влиянием традиционного японского дизайна, художественной школы Баухаус и Де Стейл, минималистская архитектура, примером которой является стиль архитектора Мис ван дер Роэ, который он описывает как «Меньше – больше», относится к проектам зданий, которые сведены к абсолютному минимуму элементов. Минималистский архитектурный дизайн обычно использует основные геометрические формы, гармоничные цвета, естественные текстуры, открытую планировку помещений, аккуратные и прямые детали, чистую отделку, плоские или почти плоские крыши, большие окна и удовлетворяющие негативные пространства.
Известные дизайнеры-минималисты в основном среди американских архитекторов, таких как Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), Филип Джонсон (1906-2005), Раймонд Худ (1881-1934) и Луис Скидмор (1897-1962), и др. Более подробную информацию см: Американская архитектура. В 1980-х годах появилось новое поколение японских архитекторов под влиянием дзен-буддизма, в том числе: Казуо Синохара (р. 1925), Фумихико Маки (р. 1928), Арата Исодзаки (р. 1931) и Тадео Андо (р. 1941). К другим архитектурным дизайнерам-минималистам относятся: Альберто Кампо Баэза, Майкл Габеллини, Ричард Глюксман, Хью Ньюэлл Якобсен, Эдуардо Соуто де Моура, Джон Поусон, Клаудио Сильвестрин, Винсент Ван Дуйсен, Альваро Сиза Виейра и Питер Зумтор. О влиянии минимализма на сверхвысотные здания, доминирующую форму городского искусства в Америке, см: Архитектура небоскрёбов (1850 – настоящее время).
Коллекции минимального искусства
Основные коллекции этого вида конкретного искусства можно найти в следующих местах, а также во многих лучших художественных музеях, посвящённых работам конца 20 века.
Фонд Чинати (Марфа, Техас).
Музей современного искусства Форт-Уэрта (Техас).
Монтклерский художественный музей (Нью-Джерси)
Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)
Музей Бойиманса ван Бёнингена (Роттердам, Нидерланды)
Пинакотека современного искусства (Мюнхен, Германия)
Гуггенхайм Бильбао (Испания)
Тейт Модерн (Лондон)
Неоминимализм
Неоминимализм – это довольно нечётко определённый художественный стиль (движение) конца 20-го, начала 21-го веков в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне и музыке. Иногда его называют «нео-гео», «нео-концептуализм», «нео-футуризм», «новая абстракция», «поптометрия», «пост-абстракционизм», «симуляционизм» и «смарт-арт». Современные художники, которые предположительно ассоциируются с этим термином, включают Дэвида Бердени, Катарину Бёрджесс, Маржан Эггермонт, Пола Куна, Еву Лидер, Таню Руснак, Лорел Смит, Кристофера Уилларда и Тайма Зука.
Постминимализм
Постминимализм описывает попытки выйти за рамки идиомы минимализма в архитектуре или изобразительном искусстве. Проще говоря, минимализм 1960-х годов – это довольно интеллектуальный стиль искусства, характеризующийся предельной простотой форм и намеренным отсутствием выразительного содержания. Художники-минималисты были заинтересованы только в представлении чистой «идеи». В постминимализме (1971 и далее) акцент смещается с чистоты идеи на то, КАК она передается.
Постминимализм ассоциируется со следующими современными художниками: Том Фридман, Феликс Гонсалес-Торрес, Ева Гессе, Мэтью Кандегас, Аниш Капур, Вольфганг Лайб, Джозеф Нечватал, Дамиан Ортега, Мартин Пюрир, Чарльз Рэй, Джоэл Шапиро, Кит Соннье, Сесил Тушон, Ричард Таттл, Ричард Уэнтворт, Рейчел Уайтеред, Ханна Уилки и другие.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Чтобы узнать о конкретном и беспредметном искусстве, см.: Абстрактные картины: Топ 100.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Хронологию и даты см.: Хронология истории искуства. Обзор живописи и скульптуры 1870-1970 годов: Современное искусство (Модерн). Подробнее об отдельных стилях: Движения современного искусства.
ХУДОЖНИКИ ХХ ВЕКА
Краткое справочное руководство: Художники ХХ века.
ХУДОЖНИКИ С 1800 ГОДА
Подробная информация о лучших современных живописцах с 180- 0 года: Известные художники. Чтобы узнать о лучших 3D художниках, см.: Величайшие скульпторы.
МОДЕРНИСТСКОЕ ИСКУССТВО
Более подробная информация о стилях конца 20-го века: Актуальное искусство (Contemporary Art). О движениях и школах: Движения актуального искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?