Постживописная абстракция читать ~4 мин.
Выражение «постживописная абстракция» было впервые использовано в 1964 году искусствоведом Клементом Гринбергом (1909-1994) в качестве названия выставки картин XX века, которую он курировал для Музея искусств округа Лос-Анджелес. Выставка, на которой было представлено абстрактное искусство современных американских и канадских художников – все представители второго поколения абстрактного экспрессионизма, – впоследствии побывала в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе и Художественном музее Торонто (ныне Художественная галерея Онтарио). Слово «живописный» Гринберг позаимствовал у немецкого историка искусства Генриха Вольфлина (1864-1945), который использовал его в своей книге «Принципы истории искусства», чтобы обозначить «размытое, ломаное, свободное определение цвета и контура».
Зонтичный термин для множества отдельных стилей
В статье для каталога выставки Гринберг обсудил ряд различных стилей и тенденций в современном американском искусстве. В частности, он выделил стиль , который он назвал Живописная абстракция (обычно называемый абстрактным экспрессионизмом), из нескольких различных стилей, которые последовали за ним – которые он окрестил Постживописная абстракция.
Пост-абстрактный экспрессионизм
Все вышеперечисленные отдельные стили возникли из доминирующей школы абстрактной экспрессионистской живописи в конце 1950-х – начале 1960-х годов, и в некотором роде были реакцией на неё – или, по крайней мере, были вызваны ею. Как правило, новые абстрактные художники отвергали эмоционализм абстрактного экспрессионизма, а также его экспрессивные жестикуляционные кисти в пользу более холодных, анонимных стилей живописи. И хотя их картины разделяли некоторые визуальные характеристики работ Барнетта Ньюмана и Марка Ротко, они не разделяли взглядов своих предшественников на духовность и значение искусства.
Что такое постживописная абстракция
Сам Гринберг описывал постживописную абстракцию как типично линейную по замыслу, яркую по цвету, лишённую деталей и инцидентов и склонную уводить взгляд за пределы холста. Прежде всего, она была анонимной в исполнении, отражая желание художника отказаться от драматизма и эмоциональности старых форм абстрактного экспрессионизма.
Проще говоря, Гринберг подчёркивал тенденцию отхода от абстрактного экспрессионизма жестикуляционного типа – включая жестикуляцию Виллема де Кунинга, технику «action-painting» Джексона Поллока и использование текстурных эффектов – в сторону более широкого использования широких областей немодулированного цвета.
Сам Гринберг был формалистом: он считал, что формальные качества картины (линия, форма, цвет) первичны (и самодостаточны для её оценки), тогда как её эмоциональные, репрезентативные, этические или социальные аспекты вторичны и даже избыточны. Поскольку абстракционисты, как правило, избегали эмоционализма и придерживались более анонимной, бессубъектной эстетики, они явно разделяли тот же взгляд на примат формальных элементов, а значит, встретили его одобрение.
Стили и художники постживописной абстракции
Стили, охватываемые этим термином, включают Hard-Edge Painting, иллюстрируемые работами абстрактных художников, таких как Эл Хелд (р.1928), Эллсворт Келли (р.1923), Фрэнк Стелла (р.1936), и Джек Янгерман (р.1926); Цветная пятнопись, примером которой являются Хелен Франкенталер (р.1928), Джоан Митчелл (1926-1992) и Жюль Олицки (р.1922); Вашингтонские цветные художники, такие как Джин Дэвис (1920-1985), Моррис Луис (1912-1962) и Кеннет Ноланд (р.1924); Системная живопись, охватывающая творчество Йозефа Альберса (1888-1976), Ада Рейнхардта (1913-1967), а также Стеллы и Янгермана; Лирическая абстракция, включающая работы Марка Тоби (1890-1976), Франкенталера и других; живопись цветного поля, представленная работами пионеров Барнетта Ньюмана (1905-1970), Марка Ротко (1903-1970), Клайффорда Стилла (1904-1980) и Ханса Хофмана (1880-1966), а также Франкенталера, Ноланда, Стеллы, Олицки, Морриса Луи, Эллсворта Келли и Ричарда Дибенкорна (1922-1993); и Минималистическая живопись, в которой упоминаются картины Роберта Мангольда (р. 1937), Агнес Мартин (1912-2004), Брайса Мардена (р. 1938) и Роберта Раймана (р. 1930).
Фрагментация и антиформализм
Увы, 1960-е годы вскоре подорвали концепцию постживописной абстракции Гринберга. Если и существовала единая идентифицируемая тенденция, то она быстро распалась на ряд конкурирующих школ, поскольку художники преследовали свои отдельные цели. Более того, несмотря на некоторые успехи формалистов, например, жанр Shaped Canvas Фрэнка Стеллы, который провозглашал «объектность» картины, к 1973 году формализм таких стилей, как Colour Field Painting, был вскоре заменён антиформализмом таких движений, как поп-арт и минимализм. Этот момент (начало 1970-х годов) традиционно рассматривается как перелом между Современным искусством (ок. 1850-1970) и Постмодернистским искусством (начало 1970-х годов и далее). Анализ некоторых из великих произведений постживописной абстракции см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Развитие в Европе
Если абстракция после живописи кажется вам сложной, попробуйте почитать о параллельных абстрактных экспрессионистских движениях в Европе, таких как Art Informel (1940-е, 1950-е), его разновидностях Ташизм (конец 1940-х, 1950-е) Лирическая абстракция (1945-60), и независимой группе COBRA (1948-51).
Картины представителей постживописной абстракции можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру. Коллекции в США см: Художественные музеи Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?