Роберт Смитсон:
американский художник читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Влиятельная фигура в американском искусстве середины XX века 1960-х годов, живописец, скульптор и художник-инсталлятор Роберт Смитсон экспериментировал с различными видами искусства и изначально был связан с минимализмом, прежде чем обратиться к концептуальному искусству и, наконец, к лэнд-арту — жанру, по которому его лучше всего помнят. В заключительной части своей карьеры, вплоть до своей трагической гибели в возрасте 35 лет, он был вовлечён в создание ряда масштабных земляных объектов, таких как «Спиральная дамба» (1970, Розел-Пойнт, Юта). Другие ключевые работы Роберта Смитсона включают: «Зеркальная тропа Итаки» (1969, коллекция Тейт, Лондон); «Юкатанские зеркальные перемещения» (1-9) (1969, музей Гуггенхайма, Нью-Йорк); «Частично погребённый дровяной сарай» (1970, отпечаток в Национальной галерее искусств, Вашингтон); «Разорванный круг» (1971, Спиральный холм, Эммен, Нидерланды); и «Амарильская рампа» (1973, озеро Текова, Амарильо, Техас).
Обучение и ранние работы
Родившийся в Пассейике, Нью-Джерси, Смитсон изучал рисунок и живопись в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке в течение двух лет, после чего недолго посещал Бруклинскую музейную школу. Его ранние картины (около 1957-61) следовали модному стилю абстрактного экспрессионизма. В начале 1960-х годов он познакомился с группой американских скульпторов, среди которых была его будущая жена Нэнси Холт (род. 1938) (позднее фотограф и художница по лэнд-арту), и Ричард Серра (род. 1939). Именно в это время Смитсон переключил внимание с живописи на скульптуру и заинтересовался минималистским искусством. Он увлёкся математикой и термодинамикой и начал использовать новые материалы (листовое стекло и неоновые осветительные трубки) в своих работах — см., например, «Энантиоморфные камеры» — для экспериментов с визуальной рефракцией и зеркальным отражением. В процессе он стал связан с такими художниками, как Роберт Моррис (род. 1931) и Сол Левитт (1928-2007). Чтобы расширить своё художественное самовыражение, он обратился к писательству и изложил свои теории в ряде обзоров и эссе для журналов «Arts Magazine» и «Artforum». К 1965 году его представляла Вирджиния Дуон, владелица галереи Кэндес Дуон в Нью-Йорке.
Лэнд-арт: инсталляции и земляные объекты
В 1967 году, вдохновлённый исследованием промышленных районов Нью-Джерси, где он наблюдал за масштабными строительными раскопками, он создал серию работ под названием «Не-места». Это была форма искусства инсталляции, состоявшая из фотографий и планов местоположений (в основном заброшенных городских территорий), которые экспонировались вместе с землёй, камнями и другими геологическими отходами, собранными с этих мест. Как объяснял Смитсон: «Вместо того чтобы помещать произведение искусства на какую-то землю, какая-то земля помещается в произведение искусства». Кроме того, он создал и разместил ряд произведений на открытом воздухе. Эти небольшие работы часто включали зеркала, отражения которых создавали кажущееся смещение пространства. За ними последовали его массивные экологические конструкции, призванные повысить общественную осведомлённость о взаимоотношениях человека с природой. Самый известный пример — «Спиральная дамба» (1970), концентрическое кольцо дороги длиной 1500 футов, уходящее в Большое Солёное озеро, Юта. Иногда затопляемое колеблющимся уровнем воды в озере, оно сделано из 6500 тонн базальта, земли и соли. Другая работа, созданная Смитсоном в следующем году, — «Разорванный круг» (1971) на песчаных отмелях в Эммене, Нидерланды, для художественного фестиваля Зонсбек’71.
Сочинения
Именно сочинения Смитсона в той же мере, что и его художественные работы, запустили лэнд-арт как новую форму современного искусства. Фактически, именно вскоре после публикации его эссе «Седиментация разума: земные проекты» осенью 1968 года «движение» впервые предстало на публике на нью-йоркской выставке под названием «Земляные работы», проведённой в галерее Дуон. Несколько месяцев спустя последовала крупная выставка «Искусство земли» в Музее искусств Эндрю Диксона Уайта при Корнеллском университете. Представленные художники, помимо Смитсона, были: Уолтер Де Мария (род. 1935), Ян Диббетс (род. 1941), Ханс Хааке (род. 1936), Майкл Хайзер (род. 1944), Ричард Лонг (род. 1945), Дэвид Медалья (род. 1942), Роберт Моррис (род. 1931), Деннис Оппенхайм (род. 1938), Гюнтер Юккер (род. 1930) и другие.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?