Рой Лихтенштейн:
американский поп-арт художник, художник комиксов читать ~5 мин.
Американский художник, скульптор и гравёр Рой Фокс Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein), наряду с Энди Уорхолом, был одной из ведущих фигур в движении поп-арт в 1960-х годах. Он наиболее известен своим мгновенно узнаваемым стилем живописи, имитирующим комиксы. Яркими примерами служат такие работы, как «Whaam!» (1963, Галерея Тейт, Лондон) и «Тонущая девушка» (1963, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Эти картины, ныне считающиеся культовыми образами американского искусства, основывались на увеличенных фрагментах рекламы и кадрах из комиксов. Для них характерны жирные чёрные контуры и основные цвета. Цветовые тона создавались с помощью точек, которые наносились через трафареты. Эта техника известна как «точки Бен-Дей» в честь иллюстратора Бенджамина Дэя, который её изобрёл.
Современные художники, такие как Роберт Раушенберг (1925–2008) и Джаспер Джонс (р. 1930), уже использовали образы из мультфильмов, но лишь как часть живописных коллажей. Лихтенштейн же сделал комикс самостоятельным произведением искусства. Среди других его известных работ: «Такка Такка» (1962, Музей Людвига, Кёльн), «Торпеда… Пли!» (1963, частная коллекция), «В машине» (1963, Шотландская национальная галерея современного искусства) и «Натюрморт с хрустальной вазой» (1973, Музей американского искусства Уитни).
Ранние годы
Лихтенштейн происходил из нью-йоркской семьи среднего класса, не имевшей тесных связей с искусством. Его интерес к рисунку и портретной живописи проявился в старшей школе, когда он посещал летние курсы Лиги студентов-художников Нью-Йорка. После школы он поступил в Университет штата Огайо для изучения изобразительного искусства, но его учёбу прервала трёхлетняя служба в армии.
Вернувшись в Огайо, Лихтенштейн попал под сильное влияние своего преподавателя Хойта Л. Шермана. Годы спустя художник пожертвовал средства на новую студию в университете, назвав её Центром искусств студии Хойта Л. Шермана. После окончания учёбы Лихтенштейн получил должность преподавателя и с перерывами работал в университете следующее десятилетие.
В 1951 году в Нью-Йорке состоялась его первая персональная выставка. Затем он переехал в Кливленд, где жил шесть лет, чередуя живопись с временными подработками. Его ранний стиль масляной живописи был близок к кубизму. В 1957 году, вернувшись в Нью-Йорк, он обратился к абстрактному экспрессионизму, однако его работы в этом стиле не получили значительного признания.
Становление в поп-арте
В 1960 году Лихтенштейн занял должность в Колледже Дуглас Ратгерского университета в Нью-Джерси. Это привело к знакомству с коллегой — теоретиком искусства и художником перформанса Алланом Капроу (1927–2006). Эта встреча послужила толчком к его участию в зарождавшемся движении поп-арт.
Вдохновлённый сюрреализмом и авангардными формами концептуального искусства, поп-арт противопоставлял себя подчёркнутому интеллектуализму абстрактного экспрессионизма. Его основной идеей было создание искусства с мгновенно считываемым смыслом. Художники поп-арта исследовали коммерческие процессы, заимствуя образы, сюжеты и цветовые схемы из массовой культуры: рекламы, журналов, телевидения и комиксов.
Лихтенштейн быстро увлёкся этим направлением. Он начал с рисованных от руки версий кадров из комиксов, дополненных текстовыми «облачками», как, например, в работе «Смотри, Микки» (1961, Национальная галерея, Вашингтон). В 1962 году он провёл чрезвычайно успешную персональную выставку в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке, где все работы были проданы.
Метод и стиль
Лихтенштейн не просто копировал изображения с обёрток жевательной резинки или из комиксов (созданных художниками Тони Абруццо, Рассом Хитом и другими). Он тщательно перекомпоновывал их, проецировал на холст большого размера и обводил контуры. Затем с помощью трафаретов наносились точки Бен-Дей. Так достигался механический, безличный вид, резко контрастировавший с экспрессивной манерой абстракционистов.
В 1963 году он создал свою самую известную картину — диптих «Whaam!». На ней изображён истребитель, выпускающий ракету по вражескому самолёту. Сцена сопровождается надписью: “Я нажал на управление огнём… и впереди меня ракеты вспыхнули в небе…”. Благодаря этой и другим работам Лихтенштейн получил мировую известность и стал, наряду с Уорхолом, ключевой фигурой поп-арта.
В то время как монументальные полотна Марка Ротко в стиле живописи цветового поля оставались понятными узкому кругу ценителей, почти все узнавали работы Уорхола с Элвисом и Мэрилин Монро или картины XX века Лихтенштейна. Тем самым художники поп-арта утверждали свою цель: отказаться от элитарности традиционного искусства в пользу образов, взятых из популярной культуры.
Критика и признание
Поначалу творчество Лихтенштейна вызвало ожесточённые споры. Многие критики обвиняли его в плагиате и отсутствии оригинальности. В 1964 году журнал «Life» опубликовал статью с провокационным заголовком «Неужели это худший художник в США?». Его работы называли пустыми и вульгарными. Однако со временем отношение к его искусству изменилось. Критики и зрители начали видеть в его картинах ироничный комментарий к состоянию современного общества и исследование природы самого искусства.
Творческое развитие
В середине 1960-х Лихтенштейн начал создавать поп-версии картин таких мастеров, как Поль Сезанн и Пит Мондриан, а также занялся шелкографией. В 1970-х он расширил свой творческий диапазон, обратившись к скульптуре, часто выполненной из полированной латуни в стиле ар-деко.
Художник создавал и составные работы, например «Студия художника, Смотри, Микки» (1973, Центр искусств Уокера, Миннеаполис), и экспериментировал с сюрреализмом в таких произведениях, как «Пау-вау» (1979, Форум Людвига, Ахен). Его более поздние работы включали несколько крупномасштабных заказов для общественных мест. В 1989 году на аукционе Christie’s его картина «Торпеда… Пли!» была продана за 5,5 миллиона долларов — рекордная на тот момент сумма для художника.
В 1996 году Лихтенштейн передал 154 свои гравюры в дар Национальной галерее искусств в Вашингтоне, которая стала крупнейшим хранилищем его работ. Он умер от пневмонии в сентябре 1997 года.
Наследие
Хотя тематика работ Лихтенштейна была во многом заимствована из массовой культуры, его вклад в современное искусство огромен. Он расширил само определение искусства, включив в него образы из популярной иконографии. Его использование основных цветов и техник коммерческой печати для создания мощных, запоминающихся произведений оказало значительное влияние на развитие изобразительного искусства. По сравнению со многими примерами постмодернизма, его картины сегодня выглядят почти классическими.
Работы Роя Лихтенштейна можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?