«Алхимик» Пауло Коэльо, краткое содержание читать ~15 мин.
«Алхимик» – один из самых значительных литературных феноменов 20-го века, проданный тиражом более 30 миллионов экземпляров по всему миру. Книга переведена более чем на 67 языков и возглавляет список бестселлеров в 18 странах. Ошеломляющий успех «Алхимика» можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, история пастуха Сантьяго – это история повседневной духовности, той духовности, которую люди могут использовать в своей повседневной жизни.
Одна из главных идей книги заключается в том, что духовность не является чем-то отдельным от потребности человека реализовать свои мечты. На самом деле, то, чего действительно желает сердце человека, является посланием от Вселенной. Именно в стремлении к этим вещам в меру своих возможностей человек становится по-настоящему живым. Во-вторых, «Алхимик» написан в прямолинейном стиле, который позволяет сиять его простой красоте. Таким образом, «Алхимик» вписывается в давнюю традицию религиозных и моральных историй, таких как сказки и детские рассказы, цель которых – передать практический жизненный урок. Обезоруживающе простой стиль в сочетании с неконфессиональным духовным уроком книги объясняет её привлекательность для читателей любого вкуса и людей с любыми духовными наклонностями.
Сюжет
«Алхимик» рассказывает историю молодого пастуха по имени Сантьяго, которому удаётся найти сокровище, превосходящее его самые смелые мечты. По пути он учится слушать своё сердце и, что более важно, понимает, что его мечты, или его Личная Легенда, – это не только его, но и часть Души Вселенной.
Сантьяго – скромный пастух, чьи желания немногочисленны – он хочет свободно бродить со своими овцами, иметь немного вина в бурдюке и книгу в сумке. Однако в дело вмешивается судьба в виде повторяющегося сна о великом сокровище, спрятанном за тысячи миль от нас у основания египетских пирамид. Когда Сантьяго встречает Мелхиседека, странного мудреца, который утверждает, что он царь из далёкой страны, он решает отправиться на поиски сокровищ. На следующий день Сантьяго продаёт своих овец и отправляется в Африку, чтобы осуществить свою мечту.
Однако по прибытии в Африку становится ясно, что все будет не так просто, как он думал. В первый же день пребывания Сантьяго в Танжере его грабят, и он остаётся совершенно один, не зная ни слова по-арабски. Сначала Сантьяго думает о том, чтобы сдаться и повернуть назад. Однако он вспоминает слова мудреца и решает идти дальше – устраивается на работу в местный магазин хрусталя. Проработав в хрустальном магазине год, узнав много нового о жизни и о своей личной легенде, Сантьяго зарабатывает достаточно денег, чтобы купить новое стадо овец и вернуться домой. Однако в последний момент Сантьяго решает рискнуть всем и присоединиться к каравану в Египет.
В караване Сантьяго встречает англичанина, который проделал весь путь до Африки в поисках знаменитого алхимика. Пока они путешествуют по пустыне, англичанин рассказывает Сантьяго о секретах алхимии. Сантьяго находит, что идеи англичанина очень похожи на идеи Мельхиседека. Они оба говорят о Душе Мира, с которой мы все связаны, и о необходимости следовать истинным желаниям нашего сердца или нашей личной легенде. Однако Сантьяго предпочитает узнавать эти секреты, наблюдая за миром, в то время как англичанин предпочитает учиться по сложным книгам. Во время путешествия до них доходят слухи о грядущей войне между племенами.
Когда они наконец прибывают в оазис Аль-Фаюм – место обитания титулованного алхимика – Сантьяго встречает прекрасную девушку по имени Фатима, в которую сразу же влюбляется. Он обнаруживает, что любовь, как и Личная Легенда, исходит непосредственно от Души Мира. Во время прогулки по пустыне Сантьяго видит видение о предстоящей битве. Он спешит вернуться, чтобы предупредить старейшин в оазисе, и, когда его видение подтверждается, они предлагают ему место советника. Сантьяго решает остаться в оазисе с Фатимой, но Алхимик находит Сантьяго и говорит ему, что он приведёт Сантьяго к его сокровищам.
Вновь оказавшись в пути, Алхимик учит Сантьяго слушать своё сердце. Сердце может быть коварным, но лучший способ не дать ему обмануть себя – внимательно слушать его. Почти дойдя до пирамид, Сантьяго и Алхимик попадают в плен к враждующему племени. Алхимик рассказывает соплеменникам, что Сантьяго – сильный маг, который может превращать себя в ветер. Соплеменники впечатлены и готовы пощадить жизни людей, если Сантьяго сможет это сделать. Единственная проблема заключается в том, что Сантьяго не имеет ни малейшего представления о том, что он делает. После трёх дней медитации Сантьяго использует свои знания о Душе Мира, чтобы попросить стихии помочь ему. Сначала он просит пустыню, затем ветер, солнце и, наконец, Душу Мира. Сразу же поднимается ветер, и Сантьяго исчезает и вновь появляется на другой стороне лагеря.
Алхимик покидает Сантьяго и продолжает путь к пирамидам. Там на Сантьяго нападают грабители. На вопрос, что он там делает, Сантьяго отвечает, что ему приснился сон о сокровищах, зарытых в основании пирамид. Один из грабителей смеётся над ним и говорит, что ему снился точно такой же сон, только в его сне сокровища были зарыты в Испании. Сантьяго понимает, что сокровища все это время находились в Испании.
Затем история перескакивает вперёд во времени, и Сантьяго начинает копать яму у основания дерева, где он видел свой первый сон. Конечно, он находит сундук, полный золота – достаточно, чтобы он и Фатима жили счастливо долгое время.
Список персонажей
Сантьяго
Сантьяго – главный герой романа «Алхимик». Сантьяго родился в маленьком городке в Андалусии, в детстве посещает семинарию, но мечтает о путешествии по миру. Наконец он набирается смелости и просит у отца разрешения стать пастухом, чтобы иметь возможность путешествовать по полям Андалусии. Однажды в городе Тарифа он встречает таинственного человека, который отправляет его в путешествие на другой конец Африки.
Сантьяго – любознательный мальчик, чей открытый ум делает его особенно подходящим для поиска своей личной легенды. Он также очень ценит свою свободу, поэтому он стал пастухом и поэтому не хочет ввязываться в дела, которые угрожают его свободе. В конце концов, он понимает, что безопасная игра часто представляет для его свободы большую угрозу, чем риск.
Мелхиседек
Мелхиседек – царь Салема, таинственной далёкой страны. Мелхиседек появляется перед Сантьяго на городской площади Тарифы, где он впервые рассказывает Сантьяго о Душе Мира и своей личной легенде. Мельхиседек всегда появляется перед людьми, которые пытаются прожить свою Личную Легенду, даже если они об этом не знают. Хотя сначала он кажется одетым в обычную арабскую одежду, в какой-то момент он откидывает свой плащ, чтобы показать золотой нагрудник, инкрустированный драгоценными камнями. Он также дарит Сантьяго магические камни Урим и Туммим.
Англичанин
Сантьяго встречает англичанина во время каравана в Аль-Фаюм. Англичанин пытается стать великим алхимиком и едет в Аль-Фаюм, чтобы учиться у знаменитого алхимика, которому, по слухам, более 200 лет и который обладает способностью превращать любой металл в золото. Сантьяго узнает много нового об алхимии от англичанина, который одалживает Сантьяго свои книги на время их путешествия по Сахаре.
Фатима
Красивая девушка, живущая в оазисе Аль-Фаюм. Сантьяго влюбляется в неё у колодца. В течение нескольких недель они с Фатимой разговаривают каждый день, и наконец он просит её выйти за него замуж. Однако Фатима настаивает на том, чтобы перед свадьбой он нашёл свою личную легенду. Это приводит Сантьяго в недоумение, но Алхимик учит его, что настоящая любовь никогда не встанет на пути личной легенды. Если это происходит, значит, это не настоящая любовь.
Алхимик
Очень могущественный алхимик, живущий в оазисе Аль-Фаюм в Египте. Вначале Сантьяго узнает о нём от англичанина, но в итоге Сантьяго оказывается настоящим учеником Алхимика. Алхимик одевается во все чёрное и использует сокола для охоты на дичь. Алхимик также владеет эликсиром жизни и философским камнем.
Лавочник
Даёт Сантьяго работу в Танжере после того, как его ограбили. Сантьяго устраивается на работу в магазин хрусталя и узнает много нового об отношении лавочника к жизни и о важности мечты. Лавочник, хотя в целом боится рисковать, очень добрый человек и понимает поиски Сантьяго – иногда даже больше, чем сам Сантьяго. Так происходит, когда лавочник говорит Сантьяго, что тот не вернётся в Испанию, поскольку это не его судьба.
Темы
Сны
Именно сон впервые заставляет Сантьяго искать свою судьбу. Это также сон (хотя и чужой сон), который отправляет его обратно.
Сантьяго снится ребёнок, показывающий ему сокровища у основания пирамид; когда мы впервые читаем об этом сне, нас заставляют поверить, что Сантьяго уже видел его раньше. Когда он рассказывает об этом сне цыганке из Тарифы и Мельхиседеку, они оба умоляют его следовать им, потому что, по их мнению, сны – это язык, на котором говорит Вселенная.
В конце книги именно сон грабителя, который был полной противоположностью сну Сантьяго, показывающего сокровища в заброшенной церкви, отправляет Сантьяго обратно в Испанию и к сокровищам. Таким образом, тема снов связана с темой судьбы, поскольку сны – это способ, с помощью которого люди узнают свою судьбу.
Любовь
Когда начинается история «Алхимика», читатель видит, что Сантьяго с нетерпением ждёт свидания с дочерью купца, с которой он познакомился в прошлом году. Однако, как только его убеждают отправиться на поиски сокровищ, Сантьяго забывает о девушке. Затем он встречает Фатиму в оазисе Аль-Фаюм и подумывает отказаться от поисков, чтобы быть с ней. Разница между этими двумя случаями двоякая.
Во-первых, то, что Сантьяго испытывал к девушке-торговке, не было любовью. Это было просто влечение, в котором не было никакого духовного начала. По этой причине Сантьяго было очень легко отмахнуться от неё и продолжить свою судьбу. Однако в случае с Фатимой все иначе.
Когда Сантьяго и Фатима впервые видят друг друга, Сантьяго чувствует, что Душа Мира обращается непосредственно к нему. Во-вторых, Фатима не поощряет Сантьяго отказаться от его Личной Легенды. Именно по этой причине любовь Фатимы не мешает ему продолжать свою судьбу. Поскольку Фатима является частью судьбы Сантьяго, она не стоит на пути его Личной легенды. В этом заключается фундаментальное отличие настоящей любви от любой другой любви и одна из главных тем «Алхимика» – а именно в том, что настоящая любовь никогда не мешает жить полной жизнью. Если человеку приходится выбирать между личной легендой и любовью, значит, эта любовь не является настоящей любовью.
Судьба
Одна из основных тем «Алхимика» заключается в том, что наши пути предопределены, или, говоря словами лавочника, maktub. Цель жизни – жить в гармонии с тем, что предначертано человеку, или его Личной Легендой; счастье зависит от этой гармонии. По идее, все мы когда-то в детстве знали, что такое наши Личные Легенды. Главная проблема заключается в том, что, став людьми и взрослыми, мы стремимся сделать вещи более сложными, чем они есть на самом деле. В тексте «Алхимика» эта проблема отражена в опыте Сантьяго с алхимией. Путешествуя по пустыне с англичанином, Сантьяго читает несколько книг о секретах алхимии.
В книгах утверждается, что изначальный секрет алхимии можно записать в одном предложении, но человечество сделало свои объяснения этого секрета настолько запутанными, что их не может понять никто. Сантьяго отвергает это и утверждает, что он может узнать все, что ему нужно знать об алхимии, в своей повседневной жизни. Это убеждение, что судьба человека, или его Личная легенда, проявляется в любом аспекте его обычной жизни, составляет одну из важнейших тем «Алхимика».
Когда Мелхиседек говорит: «Когда ты чего-то хочешь, вся Вселенная сговаривается, чтобы помочь тебе достичь этого», он имеет в виду, что, поскольку именно судьба закладывает желание в сердце Сантьяго, судьба не помешает ему достичь его. Проблема заключается в том, чтобы сосредоточить свою энергию на определении того, чего человек действительно хочет. Сантьяго делает это во время последнего этапа своего путешествия с Алхимиком, когда он учится в пустыне заглянуть внутрь себя и заставить замолчать свои мелкие страхи.
Заглушив эти страхи, он способен наконец увидеть, что он един с окружающим миром и что его Личная Легенда является гармоничной частью этого мира. Это проявляется волшебным образом, когда Сантьяго может общаться со стихиями, в кульминационной сцене, когда он превращает себя в ветер.
Единство
Единство всего сущего можно проследить как тему через два основных аспекта повествования. Во-первых, как описывает Коэльо, Душа мира объединяет всех нас – людей, растения, камни и стихии. Во-вторых, что между различными религиями мира нет существенной разницы. В повествовании «Алхимика» это единство людей и мира природы отмечается несколько раз.
Одним из примеров является утверждение Алхимика о том, что даже материальные элементы имеют Личную Легенду. Причина, по которой алхимики могут превратить любой металл в золото, заключается в том, что это личная легенда этого обычного металла – стать золотом. Алхимики помогают элементам достичь их личных легенд точно так же, как алхимик помогает Сантьяго реализовать его собственную легенду. Это единение с миром природы также можно увидеть, когда Сантьяго разговаривает с ветром, пустыней и, наконец, с той рукой, которая все написала. Это, как должен понять читатель, и есть Бог.
В некотором смысле, окончательное осознание книги заключается в том, что душа Сантьяго – лишь часть Души Мира, которая тождественна Богу. Это, в свою очередь, приводит к более прагматичной экуменической теме в книге – то есть к тому, что на протяжении всего повествования минимизируется разница между мусульманством и христианством, двумя религиозными сферами, в которых происходит повествование. Читателю даётся понять, что, поскольку Бог един со всем творением, все религии, по сути, говорят об одном и том же.
Так, первые мысли Сантьяго о странности «неверных», как он сначала называет жителей города Танжера, довольно быстро развеиваются осознанием того, что духовные проблемы мусульман очень похожи на его собственные. Опасения лавочника по поводу его мечты о паломничестве в Мекку можно отождествить с любой мечтой, которую человек боится исполнить.
Эгоизм
Книга открывается прологом, в котором пересказывается история Нарцисса, выдвигая на первый план вопрос об эгоизме. В традиционном рассказе о Нарциссе Нарцисс тонет в озере, потому что настолько очарован собственным отражением, что падает в него. В уникальном пересказе пролога выясняется, что, хотя Нарцисс был эгоистом, озеро, в котором Нарцисс утонул, тоже было эгоистичным. После смерти Нарцисса озеро тоскует по нему, потому что может созерцать себя в его глазах. Это уже говорит читателю о том, что тема эгоизма не будет рассматриваться в одностороннем, морализаторском ключе.
Эгоизм вновь появляется в форме личной легенды. Личная легенда – это то, чего человек искренне желает всем сердцем. Роман предполагает, что единственное, что важно в жизни, – стремиться к этой мечте любой ценой. Часто это означает избегать вещей, которые не способствуют достижению этой мечты. В случае Сантьяго это означает покинуть свой семейный очаг. Это также означает, что любая любовь, которую он испытывает, не должна встать на пути его Личной Легенды.
В романе говорится, что, поскольку Личная легенда заложена в сердце человека Судьбой или Душой мира, следование Личной легенде не является вариантом, это его долг. Таким образом, «Алхимик» предполагает, что эгоизм не обязательно является злом, но в какой-то степени это единственный способ жить в мире со Вселенной и быть счастливым.
Мечты
Мечты в смысле «целей» или «стремлений» также составляют одну из основных тем. Сон Сантьяго о сокровищах даёт ему цель; Сантьяго решает найти сокровища, и благодаря своему решению следовать этой цели он может реализовать свою Личную Легенду. Таким образом, Коэльо играет с двойным (и, конечно же, связанным) значением слова «сон»: это и видения во время сна, и далеко идущие цели. В этом смысле послание «Алхимика» можно описать так: каждому нужна мечта.
Самые уязвимые периоды в путешествии Сантьяго – это те, когда у него нет чётко определённой цели. Так происходит, когда он заканчивает работу в хрустальном магазине, а также когда он подумывает о том, чтобы остаться в оазисе с Фатимой. В обоих случаях он думает о том, чтобы отказаться, но в итоге продолжает свой путь без колебаний.
В качестве контрапункта мы можем вспомнить лавочника, который боится осуществить свою мечту – поехать в Мекку. Он не хочет осуществить свою мечту, потому что чувствует, что это единственное, что заставляет его смотреть в будущее. Сантьяго пытается показать ему, что если это его судьба, то у него нет другого выбора, кроме как стремиться к ней, иначе он не живёт. Таким образом, «Алхимик» – это не о том, о чем нужно мечтать, а просто о том, что нужно мечтать.
- Придворный алхимик Джон Ди был изображён на картине в круге из черепов
- Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие
- «Заир» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Победитель остаётся один» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, краткое содержание
- «Злоумышленник» Антона Чехова
- «Душечка» Антона Чехова
- «Жёлтое лицо» Конан Дойля, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?