Сэм Фрэнсис:
художник-абстракционист, представитель ташизма читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Американский художник Сэм Фрэнсис был ведущим представителем второго поколения абстрактного экспрессионизма. Многие критики считают его одним из самых новаторских художников XX века, работавших с колоризмом. Он известен своими крупномасштабными абстрактными произведениями, которые тесно связаны с живописью цветового поля. Фрэнсис учился у Дэвида Парка (1911-1960), пионера фигуративной школы живописи района залива Сан-Франциско, получил степень магистра изящных искусств в Калифорнийском университете (1950), а затем переехал в Париж, где учился у легендарного художника-кубиста Фернана Леже (1881–1955). На его ранние картины повлияли движение арт информель и стиль ташизм, а также такие американцы, как Джексон Поллок (1912-1966), Виллем де Кунинг (1904-1997) и Марк Ротко (1903-1970). Он провёл несколько лет в Японии, и явное восточное — обычно каллиграфическое — влияние можно увидеть в его поздних работах. Кроме масляной живописи, он также создавал акварели, литографии и некоторые фрески. Фрэнсис был одним из величайших художников-абстракционистов середины и конца XX века, художником, выросшим в традициях современного искусства, но также внёсшим вклад в актуальное искусство. Прежде всего, он был настоящим интернационалистом, который использовал как восточную, так и западную эстетику для создания собственного уникального визуального языка.
Ранние годы
Сэмюэл Льюис Фрэнсис родился в Сан-Матео, Калифорния, в 1923 году. Он изучал психологию и медицину в Калифорнийском университете с 1941 по 1943 год, прежде чем служить в ВВС во время войны. Повредив позвоночник в авиакатастрофе, он начал заниматься живописью во время восстановления в больнице. После войны он начал писать картины с Дэвидом Парком в Калифорнийской школе изящных искусств в Сан-Франциско. Парк был ключевой фигурой фигуративной школы района залива, группы художников, которые отвергли абстрактный экспрессионизм в пользу возвращения к фигуративной живописи. Многие члены группы изначально были абстрактными экспрессионистами, но затем отказались от этого направления в пользу работы с фигурой. В 1950 году Фрэнсис вернулся в Калифорнию, чтобы завершить степень магистра изящных искусств в Калифорнийском университете. На ранние картины Фрэнсиса в первую очередь повлияли американские абстрактные экспрессионисты, такие как Джексон Поллок, чью технику «капельной живописи» он легко усвоил.
Примечание: абстрактный экспрессионизм в целом относится к тем художникам, которые работали в Нью-Йорке в 1950-х годах, даже если их работы не были особенно экспрессионистскими или абстрактными: так это включало Марка Ротко и его живопись цветового поля, а также жестуализм Виллема де Кунинга (1904-1997) и его серию «Женщина». Другие абстрактные экспрессионисты включали Аршила Горки (1904-1948), Франца Клайна (1910-1962), Клиффорда Стилла (1904-1980), Барнетта Ньюмана (1905-1970) и Ганса Гофмана (1880-1966), а также скульпторов и коллажистов.
Европейский экспрессионизм
В 1950 году Фрэнсис переехал в Париж, чтобы продолжить учёбу. Он был впечатлён цветами «Кувшинок» Клода Моне (1840-1926) и концепцией чистого цвета, которую он нашёл в картинах Анри Матисса (1869-1954) и Пьера Боннара (1867-1947). Он недолго учился в Академии Фернана Леже, ключевого члена группы кубистов начала XX века. Под влиянием итальянского футуристического движения работы Леже становились все более абстрактными с 1914 года. В Париже Фрэнсис подружился с канадским художником Жаном-Полем Риопелем (1923-2002), который помог познакомить Париж с абстрактным экспрессионизмом. Фрэнсис также подружился с крупными влиятельными фигурами, такими как швейцарский художник и скульптор Альберто Джакометти (1901-1966). Он начал выставлять свои картины почти сразу в Париже, участвуя в «Майском салоне» 1950 года и выставке «Un Art Autre» 1951 года. К 1952 году он проводил персональные выставки, а также участвовал в престижных выставках в таких местах, как Музей современного искусства в Нью-Йорке (1956) и Биеннале в Сан-Паулу (1959).
Ташизм
Находясь во Франции, Фрэнсис увлёкся ташизмом, стилем абстрактной жестуальной живописи, характеризующимся неравномерным использованием пятен и мазков цвета. Рекламируемый как французский ответ американскому абстрактному экспрессионизму, его лидеры включали Жана Фотрие (1898-1964), Жоржа Матьё (1921-2012) и Пьера Сулажа (р.1919). Ташизм был преимущественно французским движением и был связан с Парижской школой. Он отличается от американской версии тем, что картины характеризуются чувственной манерой исполнения (belle facture). В абстрактном экспрессионизме картины, как правило, более сырые и агрессивные. Ташизм иногда известен как или взаимозаменяем с лирической абстракцией (Abstration Lyrique), арт информелем (искусство без формы) и арт отр (другое искусство). Однако некоторые критики утверждают, что между ними есть различия, безусловно нюансы. Группа COBRA, а также японская группа Гутай также связаны с ташизмом. Важные художники COBRA, арт информеля и ташизма включали голландского художника Карела Аппеля (1921-2006) и немецких художников Ганса Гартунга (1904–1989) и Вольса (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913–1951). Интересно, что термин «ташизм» уже был использован в 1889 году французским искусствоведом Феликсом Фенеоном для описания импрессионистской техники, и снова в 1909 году художником Морисом Дени (1870-1943) в отношении фовизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?