Эгон Шиле:
австрийский экспрессионист читать ~6 мин.
Эгон Шиле (нем. Egon Schiele) — один из ведущих портретистов своего времени, ключевая фигура венского сецессиона и австрийского экспрессионизма. Художник специализировался на изображении человеческих фигур, часто с откровенным эротическим подтекстом. Его мощный и выразительный язык сделал его одним из самых узнаваемых художников-экспрессионистов начала XX века.
Творчество Шиле, находившееся под сильным влиянием его наставника Густава Климта, мастера стиля югендстиль, сосредоточено на изображении женской и мужской натуры. Его работы известны своей почти животной экспрессией, искажёнными формами и провокационной наготой. Подобно Винсенту Ван Гогу (1853–1890), Шиле часто писал автопортреты, создав множество шокирующих образов, таких как Эрос (1911) и мрачный Обнажённый автопортрет (1910).
Несмотря на тревожный характер многих картин, его дар в рисовании фигуры неоспорим. Уникальный стиль художника, родственный немецкому экспрессионизму, подарил миру несколько знаменитых произведений современного искусства. К числу его наиболее известных экспрессионистских картин относятся Беременная женщина и Смерть (1910, Национальная галерея, Прага); Автопортрет (1910, Музей Леопольда, Вена); Девушка с чёрными волосами (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Умерший город III (1911, Музей Леопольда, Вена); Смерть и дева (1915, Галерея Бельведер, Вена); Объятие (1917, Галерея Бельведер, Вена) и Семья (1918, Галерея Бельведер, Вена). Подробнее о связи Шиле с экспрессионизмом можно прочитать в статье «История экспрессионистской живописи».
Ранние годы и обучение
Эгон Шиле родился в городе Тульн-на-Дунае в Нижней Австрии. Его отец работал станционным смотрителем на австрийской железной дороге. В местной школе учитель рисования заметил талант юноши и посоветовал ему продолжать занятия искусством. Когда Эгону было 15 лет, его отец умер, и опеку над ним взял дядя. В 1906 году шестнадцатилетний Шиле поступил в венскую Школу искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), где ранее учился Густав Климт.
Однако уже через год по настоянию преподавателей его перевели в более консервативную Академию изящных искусств (Akademie der Bildenden Künste). Примечательно, что именно эта академия годом позже дважды отказала в поступлении Адольфу Гитлеру. В 1907 году Шиле познакомился с Густавом Климтом (1862–1918), который взял молодого художника под своё покровительство: покупал его рисунки, находил моделей и знакомил с потенциальными заказчиками.
Не выдержав консерватизма академического обучения, в 1909 году Шиле покинул академию и вместе с несколькими единомышленниками основал «Новую художественную группу» (Neukunstgruppe). Этот шаг стал декларацией его творческой независимости. Группа стремилась к свободному самовыражению, отвергая академические каноны. Их первая выставка в 1909 году в салоне Писко показала публике новый, радикальный подход к искусству, который шокировал многих, но привлёк внимание прогрессивных кругов.
Портретное искусство и психологизм
Шиле был одержим исследованием не только своего лица и тела, но и тел своих моделей, часто очень юных. Его манера исполнения резкая, нервная, с кричащими красками. Акцент делается на гениталиях, измождённых лицах, неестественно растопыренных пальцах и позах любовников, слившихся в последнем порыве, как на картине Объятие.
Рисунок Шиле был необычайно индивидуален. Его фигуры выглядят изолированными и напряжёнными, их тела искажены, а лица задумчивы и изнурены. Искажая пропорции и используя резкие ракурсы форшотинга, он часто «ампутировал» конечности, усиливая ощущение смятения. Женские образы на его полотнах откровенны и вызывающи, их позы подчёркнуто демонстративны.
Психологическая напряжённость работ Шиле во многом отражала интеллектуальный климат Вены того времени. Город был центром новаторских идей, особенно в области психоанализа, разработанного Зигмундом Фрейдом. Хотя прямое влияние Фрейда на Шиле не доказано, его искусство перекликается с исследованием подсознания, сексуальности и внутренних конфликтов, которые стали центральными темами венской культуры.
Особое место в творчестве художника занимала Вальбурга «Валли» Нойциль, которая была его моделью и возлюбленной с 1911 года. Она изображена на многих его знаковых работах, включая знаменитый «Портрет Валли Нойциль». Их отношения были бурными и закончились в 1915 году, когда Шиле решил жениться на Эдит Хармс, девушке из более респектабельной семьи. Разрыв с Валли стал для художника тяжёлым ударом и нашёл отражение в одной из его самых пронзительных картин — Смерть и дева.
Тюремное заключение
Бескомпромиссный характер его живописи вызывал яростное неприятие в консервативном обществе. В апреле 1912 года художника арестовали по обвинению в соблазнении несовершеннолетней и распространении порнографии. Хотя основное обвинение было снято, его признали виновным в демонстрации эротических рисунков детям и приговорили к трём неделям тюремного заключения. Этот опыт оказал на Шиле глубокое влияние, что отразилось в работе Автопортрет в образе заключённого (1912, галерея Альбертина).
Пейзажная живопись
Некоторые пейзажи Шиле несут то же напряжение, что и его обнажённые фигуры, например, Осеннее дерево в бурном движении (1912, Музей Леопольда). Другие же демонстрируют более спокойный реализм и напоминают работы швейцарского символиста Фердинанда Ходлера (1853–1918), как на картине Четыре дерева (1917, Галерея Бельведер). Многие работы, вдохновлённые старинным городом Крумау в Богемии, отличаются геометрической композицией и колоритом, предвосхищающим лирику Пауля Клее (1879–1940).
Последние годы: брак и признание
В 1915 году Шиле женился на Эдит Хармс. Его портреты жены стали более сдержанными и натуралистичными. Этот стиль нашёл признание у публики, и художник начал получать всё больше заказов на портреты. К 1918 году он достиг коммерческого успеха. Его участие в 49-й выставке Венского сецессиона стало триумфом. К сожалению, успех был недолгим. Осенью того же года его беременная жена умерла от испанки. Спустя три дня от той же болезни скончался и сам художник. Ему было 28 лет.
Наследие
Вместе с Климтом и Оскаром Кокошкой (1886–1980) Шиле является столпом австрийского экспрессионизма. Он превзошёл эротизм художников немецкой группы «Мост» (Die Brücke) своим бескомпромиссным видением себя и окружающего мира. Признание Шиле одним из ведущих портретистов XX века подтверждает, что его искусство остаётся актуальным.
Искажённые тела, чувство личной тревоги и откровенный эротизм — именно эти черты, которые делали его искусство непопулярным при жизни, обеспечили ему бессмертие. Он видел в человеке не столько нравственное существо, сколько его животное начало, полное инстинктов, и отстаивал полную свободу творческой личности.
Показателем его статуса в мире искусства служат аукционные рекорды. Например, в 2011 году его городской пейзаж Дома с ярким бельём (Пригород II) был продан на аукционе Sotheby’s за 24,7 миллиона фунтов стерлингов (около 40 миллионов долларов). См. также: Самые дорогие картины: топ‑20.
Коллекции
Сегодня Шиле считается одним из величайших мастеров фигуративного искусства XX века. Его уникальные картины и рисунки хранятся в лучших художественных музеях мира. Как ключевая фигура австрийского экспрессионизма, он особенно хорошо представлен в венских музеях: Галерее Бельведер и галерее Альбертина.
- Игорь Дрёмин: Эгон Шиле и Рихард Линднер: МЕТАфизика тела
- Венский Музей Leopold заплатит 19$ млн. за картину Эгона Шиле «Портрет Уолли»
- «Наша Родина – Россия» — выставка Александра Шилова в Туле
- Выставка, посвящённая юбилею галереи Александра Шилова, открыта в Ярославле
- Портреты ветеранов на выставке «Они сражались за Родину» представляет народный художник СССР Александр Шилов
- Николай Верденский: мастер мозанской школы, эмальер и ювелир
- Вена — город, одержимый модерном
- Пятницы в Пушкинском. Концерт к выставке Эгона Шиле Лирические страницы
- Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
- Выставка графики Елены Старовой «В поисках красоты»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?