Жорж Сёра:
художник-неоимпрессионист, изобретатель пуантилизма читать ~5 мин.
Один из самых известных художников-постимпрессионистов 1880-х годов во Франции, недолго проживший французский художник Жорж Сёра известен своим изобретением колористической техники, известной как пуантилизм, форма дивизионизма, в которой мазки краски располагаются рядом на холсте и «смешиваются» при взгляде на картину, а не смешиваются заранее художником. Тем самым он стал пионером нового стиля неоимпрессионизма (название придумал Феликс Фенеон).
Будучи ответом на импрессионизм Клода Моне, неоимпрессионизм просуществовал всего несколько коротких лет (1886-1891), но – благодаря Сёра и его современнику Полю Синьяку (1863-1935) – он оказал большое влияние на итальянский дивизионизм (ок. 1890-1907) и на некоторые другие стили постимпрессионистской живописи, в частности на синтетизм и клозетизм Поля Гогена (1848-1903), экспрессионизм Винсента Ван Гога (1853-1890), фовизм Анри Матисса (1869-1954) и портретное искусство фотореалиста Чака Клоуза (р.1940). Наиболее известными шедеврами постимпрессионизма Сёра являются «Купальщицы в Асньере» (1883-4, Национальная галерея, Лондон) и «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-6, Институт искусств Чикаго). Застенчивый человек-затворник, но один из великих современных художников, Сёра умер в расцвете сил в возрасте 31 года.
Ранняя карьера и обучение
Родился в Париже, в богатой семье – его отец был юридическим чиновником в правительстве – сначала он изучал рисунок у скульптора Жюстена Лекьена в вечерней школе и был принят в Школу изящных искусств в 1878 году. После двух лет обучения он прошёл годичную военную службу, а затем вернулся в Париж. Он переехал в собственную студию и провёл следующие два года, осваивая технику черно-белого рисунка.
Пуантилизм
Он изучал научную основу теории цвета, и его знания о восприятии цвета росли. Техника неоимпрессионизма, которую он разрабатывал, известная сегодня как пуантилизм, действовала подобно тысячам цветных пикселей на телевизионном экране. Эти маленькие мазки чистых красок, кропотливо и медленно нанесённые, позволяли зрителю самому оптически смешивать изображение. Он также использовал недавно открытую теорию дополнительных цветов, что придавало его картинам некую светящуюся, но гармоничную интенсивность. Подробнее см: Пуантилизм.
Купальщицы в Асньере
В 1883 году он работал над своей первой крупной картиной, огромным полотном под названием Купальщицы в Асньере, 1883 (Национальная галерея, Лондон). Картина была отвергнута официальным Салоном, поэтому в ответ Сёра вместе с художниками Анри-Эдмоном Кроссом, Максимилианом Люсом, Одилоном Редоном и Полем Синьяком основал новый форум, известный как Салон независимых.
Первая выставка потерпела финансовую катастрофу, но новая техника живописи Сёра стала предметом обсуждения в городе – это было самое горячее явление во французской живописи после импрессионизма. Другие пытались копировать его, но он ревностно охранял теорию своего нового стиля неоимпрессионизма.
Воскресный день на острове Ля Гранд Жатт
Его следующей крупной картиной маслом была Ля Гранд Жатт. Он планировал свои работы заблаговременно, делая сотни подготовительных набросков, планируя композицию вплоть до мельчайших деталей. Для La Grande Jatte он посещал парк каждое утро в одно и то же время в течение нескольких месяцев, делая наброски посетителей, а затем после обеда переносил свои новые наблюдения на холст. Когда вы смотрите на людей на его картинах, они кажутся изолированными и немыми, и эта тема изоляции проходит через все его работы.
Другие картины
Другие важные картины Жоржа Сёра в стиле неоимпрессионизм: Лес в Понтаубере (1881, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Вид на Сену (1882-83, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Садовник (1882-3, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Улица Сен-Винсент, Монмартр (ок. 1884, Музей Фицуильяма, Кембридж); Вид на форт Самсон, Гранкамп (1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург); Ле Бек дю Хок, Гранкамп (1885, Коллекция Тейт, Лондон); Сена в Курбевуа (ок. 1885, Частная коллекция); Модели (1886, Фонд Барнса, Университет Линкольна); Вечер, Онфлер (1886, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Мост в Курбевуа (1886-7, Галереи Института Курто, Лондон); Маяк в Онфлере (1886, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Серая погода, Гранд-Жатт (1888, Музей искусств Филадельфии); Порт-ан-Бессин (1888, Институт искусств Миннеаполиса); Молодая женщина, припудривающая себя (ок. 1888, Галереи Института Курто, Лондон); Эйфелева башня (ок. 1889, Музей изобразительного искусства Сан-Франциско); Цирк (1890-91, Музей д’Орсэ, Париж).
Сёра жил с молодой моделью, Мадлен Кноблох, которая родила ему сына в 1890 году. Поскольку он был таким закрытым человеком, он не знакомил свою «тайную» семью с матерью до нескольких дней до своей смерти. В момент смерти он работал над своей последней амбициозной работой, «Цирк» (1890, Музей д’Орсэ). Его смерть была вызвана менингитом. Родители предложили подарить его работы Лувру, но музей отказался, и они были распределены между друзьями художника и его гражданской женой Мадлен.
Теория цвета Сёра
Разновидность дивизионизма, теория и практика цвета в живописи Сёра была основана на предположении, что цветовые пигменты могут быть использованы для создания эмоций, подобно тому, как музыканты используют различные темпы и ноты для создания эмоций в музыке. Например, он говорил, что радость может быть достигнута использованием светящихся оттенков, преобладанием тёплых цветов и использованием линий, направленных вверх. С другой стороны, грусть может быть достигнута за счёт использования тёмных холодных цветов и линий, направленных вниз. А гармония может быть установлена с помощью баланса тёплых и холодных цветов и использования горизонтальных линий.
Наследие
Его работы помогли продвинуть теорию импрессионизма и открыли путь к новым возможностям. Это было большим достижением для столь молодого художника. К 25 годам он уже был полноценным художником. Хотя пуантилизм – это относительно сложный процесс, и этот недостаток тормозил дальнейшее развитие техники, работы Сёра оказали значительное влияние на его последователей, таких как Камиль Писсарро (1830-1903), Поль Синьяк (1863-1935), Анри-Эдмон Кросс (1856-1910), а также на художников-постимпрессионистов, таких как Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри Матисс (1869-1954) и Андре Дёрен (1880-1954). Несколько художественных школ также испытали влияние цветовых теорий Сёра, в частности фовизм, и ле Наби.
Картины Жоржа Сёра находятся в некоторых лучших художественных музеях по всему миру, в частности, в музее Орсе и других музеях.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?