Жорж Сёра:
художник-неоимпрессионист, изобретатель пуантилизма читать ~5 мин.
Жорж Сёра — один из самых известных художников-постимпрессионистов 1880-х годов во Франции. Он вошёл в историю искусства как изобретатель пуантилизма — художественной техники, являющейся формой дивизионизма. Её суть заключается в нанесении на холст мазков чистого цвета, которые «смешиваются» в глазу зрителя, а не на палитре художника. Таким образом, Сёра стал основателем нового направления — неоимпрессионизма (термин был предложен критиком Феликсом Фенеоном).
Неоимпрессионизм, ставший своеобразным ответом на импрессионизм Клода Моне, просуществовал недолго (1886–1891). Однако благодаря Сёра и его современнику Полю Синьяку (1863–1935) он оказал значительное влияние на итальянский дивизионизм (около 1890–1907) и другие стили постимпрессионистской живописи. В их числе синтетизм Поля Гогена (1848–1903), экспрессионизм Винсента Ван Гога (1853–1890) и фовизм Анри Матисса (1869–1954). Самыми известными шедеврами Сёра считаются «Купальщицы в Асньере» (1883–1884, Национальная галерея, Лондон) и «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886, Чикагский институт искусств). Будучи по натуре сдержанным и склонным к уединению, Сёра тем не менее был одним из великих современных художников. Он умер в возрасте 31 года.
Ранняя карьера и обучение
Жорж Сёра родился в Париже в обеспеченной семье; его отец был судебным чиновником. Первоначальное художественное образование он получил, изучая рисунок у скульптора Жюстена Лекьена. В 1878 году его приняли в Школу изящных искусств. После двух лет учёбы Сёра отслужил год в армии, а затем вернулся в Париж, где открыл собственную студию. Следующие два года он посвятил совершенствованию техники чёрно-белого рисунка.
Пуантилизм
Художник глубоко изучал научные труды по теории цвета, что расширило его понимание цветовосприятия. Техника неоимпрессионизма, которую он разработал и которая сегодня известна как пуантилизм, основана на оптическом эффекте. Тысячи мелких мазков чистого цвета, нанесённые на холст, смешиваются в глазу зрителя, создавая целостное изображение, подобно пикселям на современном экране. Сёра также применял теорию дополнительных цветов, что придавало его картинам сияние и гармоничную насыщенность.
«Купальщицы в Асньере»
В 1883 году Сёра начал работу над своим первым монументальным полотном — «Купальщицы в Асньере» (Национальная галерея, Лондон). Картина была отвергнута официальным Салоном. В ответ Сёра вместе с Анри-Эдмоном Кроссом, Максимильеном Люсом, Одилоном Редоном и Полем Синьяком основал Салон независимых. Хотя первая выставка нового объединения оказалась провальной с финансовой точки зрения, новаторская техника Сёра стала главной темой для обсуждений в художественных кругах Парижа, став самым заметным явлением во французской живописи со времён импрессионизма. Художник ревностно оберегал теоретические основы своего стиля от подражателей.
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
Следующей крупной работой Сёра стала картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Художник тщательно подходил к созданию своих произведений: он делал сотни подготовительных эскизов и продумывал композицию до мельчайших деталей. Для этой картины Сёра в течение нескольких месяцев каждое утро посещал парк, делая наброски, а днём переносил наблюдения на холст. Фигуры на его полотнах часто кажутся изолированными и безмолвными — мотив отчуждённости является сквозным в его творчестве.
Другие картины
Среди других важных работ Жоржа Сёра в стиле неоимпрессионизма: «Лес в Понтобере» (1881, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Вид на Сену» (1882–1883, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Садовник» (1882–1883, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Улица Сен-Венсан, Монмартр» (ок. 1884, Музей Фицуильяма, Кембридж); «Вид на форт Самсон, Гранкан» (1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Ле Бек-дю-Ок, Гранкан» (1885, Галерея Тейт, Лондон); «Сена в Курбевуа» (ок. 1885, частная коллекция); «Натурщицы» (1886, Фонд Барнса, Филадельфия); «Вечер, Онфлёр» (1886, Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Мост в Курбевуа» (1886–1887, Галерея Института Курто, Лондон); «Маяк в Онфлёре» (1886, Национальная галерея искусства, Вашингтон); «Серая погода, Гранд-Жатт» (1888, Художественный музей Филадельфии); «Порт-ан-Бессен» (1888, Институт искусств Миннеаполиса); «Молодая женщина, пудрящаяся» (ок. 1888, Галерея Института Курто, Лондон); «Эйфелева башня» (ок. 1889, Музей изящных искусств Сан-Франциско); «Цирк» (1890–1891, Музей Орсе, Париж).
Сёра жил с молодой натурщицей Мадлен Кноблох, которая в 1890 году родила ему сына. Будучи скрытным человеком, он представил свою семью матери лишь за несколько дней до смерти. Художник умер во время работы над своим последним большим полотном — «Цирк» (1890, Музей Орсе). Точная причина смерти неизвестна, предполагается, что это была одна из форм инфекционного заболевания, например, дифтерия или менингит. Родители Сёра предложили передать его работы в дар Лувру, но музей отказался. В итоге наследие было разделено между друзьями художника и его гражданской женой Мадлен.
Теория цвета Сёра
Теория и практика цвета в живописи Сёра, являющаяся разновидностью дивизионизма, основывалась на идее, что цветовые пигменты способны вызывать эмоции, подобно тому как музыканты используют темп и тональность для создания настроения в музыке. Он считал, что ощущение радости достигается за счёт светлых оттенков, преобладания тёплых тонов и восходящих линий. Грусть, напротив, передаётся через тёмные, холодные цвета и нисходящие линии. Гармония же достигается балансом тёплых и холодных оттенков, а также использованием горизонталей.
Наследие
Творчество Сёра позволило развить идеи импрессионизма и открыло новые пути в искусстве, что стало большим достижением для молодого художника. Хотя пуантилизм оказался достаточно трудоёмкой техникой, что ограничило его распространение, работы Сёра оказали существенное влияние на его последователей, таких как Камиль Писсарро (1830–1903), Поль Синьяк (1863–1935) и Анри-Эдмон Кросс (1856–1910). Его открытия также повлияли на постимпрессионистов, включая Ван Гога (1853–1890), Поля Гогена (1848–1903), Анри Матисса (1869–1954) и Андре Дерена (1880–1954). Теории цвета Сёра восприняли и некоторые художественные школы, в частности фовизм и группа «Наби».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?