Пуантилизм читать ~5 мин.
Что такое пуантилизм?
В изобразительном искусстве термин «пуантилизм» (от французского слова «point», означающего «точка») описывает технику неоимпрессионизма живописи, в которой сотни маленьких точек или штрихов чистого цвета наносятся на холст или другой грунт для создания максимальной яркости. То есть, вместо того, чтобы смешивать цветовые пигменты на палитре и затем наносить смесь на картину, пуантилист наносит маленькие точки чистого несмешанного цвета прямо на картину и полагается на глаз зрителя, чтобы смешать цвета оптически. На правильном расстоянии (предположительно в три раза больше диагонали) цветовые точки дают более насыщенный и тонкий эффект, чем можно достичь обычными методами. Пуантилизм (фактически ответвление дивизионизма) был самым влиятельным стилем постимпрессионистской живописи (1880-95) и практиковался художниками-постимпрессионистами из ряда различных школ. Итальянский дивизионизм, возглавляемый Витторе Грубичи Де Драгоне (1851-1920), был особенно активен.
Как пуантилизм связан с дивизионизмом и неоимпрессионизмом?
Строго говоря, пуантилизм относится только к типу отметки, сделанной на холсте (точка). С тем же успехом его можно назвать «доттизмом» (от слова «дот» – точка). Фактическая теория смешивания красок-пигментов оптически, а не на палитре, известна как дивизионизм (или хромолюминаризм). Чтобы ещё больше запутать ситуацию, пуантилизм был фирменным стилем французской живописи, известной как неоимпрессионизм. Иначе говоря, художники-неоимпрессионисты впитали цветовые теории дивизионизма и использовали пуантилистскую кисть, чтобы создать наиболее яркие цвета.
В действительности точки чистого несмешанного цвета не соединяются человеческим глазом, который видит их как отдельные цвета. Тем не менее, кажется, что они колеблются или вибрируют, создавая вид мерцания.
Кто изобрёл пуантилизм?
Основателем пуантилизма был Жорж Сёра (1859-1891), студент-модельер парижской Школы изящных искусств. Традиционный и условно классический живописец, он отверг импрессионизм, стиль живописи и цвета, основанный на субъективных реакциях отдельного художника, в пользу более научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал хромолюминаризмом. Основанный на научной теории цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля (Закон одновременного цветового контраста, 1839) и американского физика Огдена Руда (Современная хроматика, 1879), метод в некоторой степени использовался художниками-импрессионистами, но только на разовой основе, и не был систематически разработан до Сёра. (Сравните подход Моне, см: Характерные черты импрессионистской живописи 1870-1910).
Главным учеником Сёра был бывший импрессионист Поль Синьяк (1863-1935). Сигнак, художник прибрежных пейзажей, был сильно увлечён научным методом пуантилизма и дивизионизма и после смерти Сёра в 1891 году стал ведущим представителем неоимпрессионистского движения. Кроме картин маслом и акварелей, он также создал ряд литографий, офортов и эскизов пером и тушью, состоящих из крошечных, кропотливо поставленных точек. Будучи активным сторонником молодых художников в рамках движения постимпрессионизма, Синьяк, по сообщениям, был первым человеком, купившим картину у Анри Матисса.
Кто самые великие художники-пуантилисты?
Сёра и Синьяк остаются величайшими представителями пуантилизма. Кроме них, импрессионист Камиль Писсарро (1830-1903) также был активным членом школы, как и Анри-Эдмон Кросс (1856-1910), и Максимильен Люс (1858-1941), которые изображали индустриальное общество и сцены рабочего класса. Другие художники, связанные с идиомой, включают: лидер фовистов Анри Матисс (1869-1954); Альбер Дюбуа-Пиле (1846-1890), художник-самоучка, который адаптировал пуантилизм к пейзажным и натуралистическим сюжетам; Шарль Агранд (1854-1926), который был скорее лирическим художником; Джузеппе Пелицца да Вольпедо (1868-1907), ведущий итальянский пуантилист; и Тео ван Риссельберге (1862-1926), основатель Les Vingt, группы прогрессивных постимпрессионистов. Даже Ван Гог (1853-1890) иногда писал картины в стиле пуантилизма.
Наследие
Неоимпрессионизм оказал заметное влияние на следующее поколение, включая таких художников, как Матисс и Андре Дерен. В частности, его внимание к цвету стимулировало появление школы фовизма – и, следовательно, немецкого экспрессионизма, – сыграв тем самым важную роль в эволюции современного искусства. О том, как так называемый «натурализм» Моне, Сёра и Синьяка парадоксальным образом привёл к абстракции, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Знаменитые картины пуантилистов
Жорж Сёра
Рыбалка в Сене (1883) Музей современного искусства, Труа
Рабочие (1883) Национальная галерея искусств Вашингтона
Купальщики в Асньере (1883-4) Национальная галерея, Лондон
Le Bec du Hoc, Гранкамп (1885) Тейт, Лондон
Вид на форт Самсон (1885) Эрмитаж, Санкт-Петербург
Воскресный день на острове Ля Гранд Джатте (1884-6, Чикаго)
Модели (1888) Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания
Серая погода, Гранд Джатте (1888) Музей искусств Филадельфии
Эйфелева башня (1889) Калифорнийский дворец Почётного легиона, Сан-Франциско
Поль Синьяк
Городской пляж, Коллиур (1887) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Пристань в Кассисе (1889) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Женщины у колодца (1892) Музей Орсе, Париж
Папский дворец, Авиньон (1900, Музей Орсе, Париж)
Порт Сен-Тропе (1901) Национальный музей западного искусства, Токио
Большой канал, Венеция (1905) Музей искусств Толедо, Огайо
Тео ван Риссельберге
Мадам Маус (1890) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
О других голландских люминистах см: Постимпрессионизм в Голландии (1880-1920).
Анри-Эдмон Кросс
Ноктюрн (1896) Пти Пале, Женева
Максимилиан Люс
Литейный завод (1899) Музей Кроллер-Мюллер, Нидерланды
Камиль Писсарро
Автопортрет (1903) Тейт, Лондон
Анри Матисс
Luxe, Calme Et Volupte (1904-5) Музей Орсе
Работы неоимпрессионистов висят во многих лучших художественных музеях Европы и Америки. Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих работы пуантилистов, см: Художественные музеи Европы.
НЕОИМПРЕССИОНИСТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Термин «неоимпрессионизм» придумал Феликс Фенеон, влиятельный французский искусствовед.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830-2010).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
САМАЯ ЛУЧШАЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ
Список великих работ см.: Величайшие современные картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Recomiendo mucho el puntillismo abstracto de Gabino Amaya Cacho
https://es.artprice.com/plaza-de-mercado/2449654/gabino-amaya-cacho/pintura/flotando
Ese es un ejemplo
Комментирование недоступно Почему?