Давид Альфаро Сикейрос, мексиканский художник-монументалист, фресковые росписи читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из трёх современных художников, которые доминировали в мексиканской живописи ХХ века – остальными были Диего Ривера (1886-1957) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949) – политически активный Давид Альфаро Сикейрос сыграл ведущую роль в мексиканском возрождении монументальной живописи, поощряемой президентом Альваро Обрегоном (1880-1928). Член Коммунистической партии и поборник пропагандистского художественного движения, известного как социалистический реализм, его целью было создание типа публичного искусства, который был бы ценным для народа. Хотя он завершил свою первую мексиканскую настенную роспись только в 1939 году, после этого его работы – как масляные картины, так и фресковая живопись – были весьма многочисленными. Его мексиканские росписи были более энергичными, красочными и эмоционально насыщенными, чем работы двух его соотечественников. Он также был очень новаторским, часто экспериментируя с новыми живописными материалами. Его последним шедевром стал Полифорум Сикейроса (1971) в Мехико – аудитория, сочетающая архитектурный дизайн с живописью и скульптурой. Он также был известен своей печатной графикой, в частности гравюрой и литографией. В 1967 году он получил спонсируемую СССР Ленинскую премию мира. В 1968 году он был избран президентом вновь образованной Мексиканской академии изящных искусств.
Жизнь и творчество
Наряду с современными художниками Диего Риверой и Хосе Ороско, Давид Сикейрос возглавил мексиканское движение монументалистов. Как и они, он был социалистом, стремившимся изобразить беды и страдания своего народа в живописи и таким образом установить национальную идентичность своей страны после Мексиканской революции (1910-1921) с помощью своих росписей для общественных зданий. Сикейрос был самым радикальным из троих. Убеждённый марксист на протяжении всей своей жизни, он отстаивал идею «коллективного искусства» – то есть современного типа исторической живописи, которая должна была просвещать пролетариат в марксистской идеологии. Он редко использовал мольберт, считая его «буржуазным», предпочитая промышленные краски и методы, такие как эмалевые краски и пульверизатор. Находясь под влиянием коренных мексиканских народов и путешествий, в ходе которых он познакомился с кубизмом в Париже и фресками Сикстинской капеллы в Италии, собственная фигуративная живопись Сикейроса изображает героических, мускулистых крестьян и простых рабочих, борющихся против захватчиков, тоталитарных режимов и капиталистических угнетателей.
Его политические взгляды привели к периодам изгнания из Мексики в 1932 и 1940 годах, последний – после его участия в попытке убийства русского эмигранта Льва Троцкого. Ему удавалось превращать такие периоды в возможности, путешествуя в Соединённые Штаты, где он получал заказы на росписи для общественных зданий. Тем не менее, его революционный дух не ослабевал, и с 1960 года он провёл три года в американской тюрьме за подстрекательство к беспорядкам. По возвращении в Мехико он завершил свою последнюю и самую большую работу в Культурном полифоруме Сикейроса, эпическое произведение, известное как Марш человечества по Земле и к Космосу (1965-1971). Роспись воплощает его мечту о коллективном искусстве в монументальном масштабе – изображая историю человечества и украшая здание как внутри, так и снаружи. Более крупная, чем фреска Бытие Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы, работа получила прозвище «Капелла Сикейроса».
Избранные картины
Знаковая фигура современного искусства в Мексике, картины ХХ века Давида Альфаро Сикейроса можно увидеть либо на месте, либо в некоторых ведущих художественных музеях Центральной и Северной Америки. Вот краткий список его наиболее известных работ.
- Портрет Мексики сегодня (1932) Художественный музей Санта-Барбары.- Коллективное самоубийство (1936) Музей современного искусства, Нью-Йорк.- Эхо крика (1937) Музей современного искусства, Нью-Йорк.- Война (1939) Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания.- За полную безопасность всех мексиканцев на работе (1954) Больница де ла Раса.- Марш человечества по Земле и к Космосу (1965-1971) (Культурный полифорум Сикейроса, Мехико)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?