Стюарт Дэвис:
американский кубист, современное абстрактное искусство читать ~5 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Дэвис внёс самобытный вклад в американское искусство и считается одним из важнейших современных художников Америки в период с 1920 по 1950 годы. Он был, например, ведущим американским представителем кубизма, создав уникальное сочетание современного искусства и американской жанровой живописи. Известный своими красочными плоскими постероподобными абстрактными картинами, каждая из его работ была основана на чём-то увиденном им вокруг — на чём-то типично американском. В этом смысле его можно рассматривать как важного предшественника поп-арта и его использования популярных образов. В 21 год Дэвис был одним из самых молодых участников знаменитой Армори-шоу (1913), которая побудила его заниматься абстрактным искусством почти до конца жизни. Он оказал большое влияние на молодых художников, таких как Аршил Горки (1904-1948) и Виллем де Кунинг (1904-1997). Среди его величайших картин XX века такие работы, как: его фреска Свинговый пейзаж (1938, Университет искусств Индианы); его серия «Взбиватель яиц» (1927-30), Горячий натюрморт для шести цветов — в стиле Седьмой авеню (1940, Музей изящных искусств, Бостон); Репортаж из Рокпорта (1940, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); Маленький гигант. Натюрморт (1950, Музей изящных искусств, Ричмонд); О в Сан-Пао (1951, Музей американского искусства Уитни); Мягкая площадка (1951, коллекция Лёвенталя); и Колониальный кубизм (1954, Художественный центр Уокера, Миннеаполис). Одной из привлекательных черт искусства Дэвиса была его способность передавать жизненную силу современной американской жизни.
Раннее обучение и карьера
Дэвис родился в Филадельфии в артистической семье. Оба его родителя учились у отмеченного наградами портретиста Томаса Аншутца (1851-1912) в Пенсильванской академии изящных искусств. Его мать была скульптором, а отец — художественным редактором The Philadelphia Press, издания, где работали Уильям Глакенс (1870-1938), Джордж Лакс (1867-1933), Эверетт Шинн (1876-1953) и Джон Френч Слоан (1871-1951) — четыре центральные фигуры школы живописи «Мусорное ведро» (ок. 1900-1915). В возрасте 16 лет Дэвис бросил школу, и с 1909 по 1912 год прошёл первое формальное художественное обучение у Роберта Генри (1865-1929), лидера школы «Мусорное ведро». Неудивительно, что его ранние полотна изображали жизнь на улицах, в салунах, театрах и залах Нью-Йорка, обычно написанные в тёмных тонах с мазками импасто.
Армори-шоу
В 1913 году Ассоциация американских художников и скульпторов — группа, в которой доминировал круг Роберта Генри, включая президента ААХС Артура Б. Дэвиса (1862-1928) — организовала то, что стало знаковой выставкой современного искусства в Америке. Она включала работы почти всех ведущих современных художников Европы, но также — и в этом был настоящий смысл выставки — представила ряд авангардных американских художников (например, Эдварда Хоппера) наряду с более известными американскими фигурами, такими как Уистлер (1834-1903), Альберт Пинкхэм Райдер (1847-1917), Дж. Олден Уир (1852-1919) и Джон Х. Туахтман (1853-1902). Дэвис был одним из самых молодых американцев, приглашённых для участия, и он показал пять образцов своей акварельной живописи в стиле школы «Мусорное ведро». Что ещё важнее, он познакомился с целым рядом художников-абстракционистов (таких как Пикассо, Брак, Кандинский, Марсель Дюшан) и скульпторов-абстракционистов (таких как Бранкузи, Архипенко). Выставка оказала на него формирующее влияние, заставив отказаться от грубого реализма стиля школы «Мусорное ведро» и экспериментировать с более современным языком. Тем временем в течение следующих нескольких лет (1913-16) он зарабатывал на жизнь журнальной иллюстрацией, создавая графику для левого журнала The Masses, а позже для The Liberator в 1920-х годах. Он также провёл первое из многих лет, рисуя в Глостере (1915), курортном городке художников на побережье Массачусетса, где яркий свет заставил его вводить более смелые цвета в свои полотна в стиле, заимствованном у Сезанна, Гогена и Матисса. В 1917 году состоялась его первая персональная выставка в галерее Шеридан-сквер в Нью-Йорке.
Кубизм и абстракция
В течение 1920-х годов Дэвис обратился к беспредметному искусству, разрабатывая свой собственный стиль синтетического кубизма в плоских постероподобных картинах. Пейзаж и натюрморт были его любимыми жанрами, но его видение было строго главной улицей Америки, и его картины неизменно включали красочные приземлённые мотивы бензоколонок, пачек сигарет, витрин магазинов, рекламы свечей зажигания и тому подобного: Дом и улица (1931, Музей американского искусства Уитни). Использование этого типа простых повседневных образов (хотя и в абстрактной форме) предвосхитило ярко окрашенные образы массового потребления, которые появились в работах Джаспера Джонса (р. 1930), поп-арт картинах Энди Уорхола (1928-1987) и Роя Лихтенштейна (1923-1997), а также огромных поп-скульптурах Класа Ольденбурга (р. 1929). Если повествовательное содержание живописи Дэвиса было американским, то его неглубокое пространство картины и неимитативные цветовые схемы были полностью характерны для европейского модернизма — своего рода нечто среднее между Матиссом (красочные, но острые фрагменты), Фернаном Леже (общая живая картина) и Жоаном Миро (многоцветные фантастические мотивы). Короче говоря, он был одновременно американским и современным — уникальное сочетание для своего времени, которое принесло ему признание во многих художественных кругах. Только чётко очерченные формы некоторых представителей прецизионизма, таких как Чарльз Демут (1883-1935), были схожи с интерпретацией Дэвисом европейского авангардного искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?