Тамара де Лемпицка:
художница эпохи ар-деко читать ~4 мин.
Тамара де Лемпицка (польск. Tamara Łempicka, урождённая Тамара Мария Гурвич-Гурская; 1898–1980) — польская художница, чьё творчество стало одним из самых ярких воплощений стиля ар-деко в живописи. Работавшая в Париже и США, она создала галерею выразительных портретов и чувственных изображений обнажённой натуры, которые вошли в число знаковых произведений XX века. Репродукции её работ до сих пор широко используются в плакатном искусстве, а её имя прочно ассоциируется с эстетикой «ревущих двадцатых».
Ранние годы и переезд в Париж
Согласно биографии, которую создала сама художница, она родилась в 1898 году в Варшаве в состоятельной семье. Однако некоторые источники указывают на Москву как на место рождения, а годом рождения — 1895-й. В Санкт-Петербурге шестнадцатилетняя Тамара вышла замуж за польского юриста Тадеуша Лемпицкого. После Октябрьской революции её мужа арестовали большевики, но ей удалось добиться его освобождения, используя свои связи и обаяние.
Пара бежала в Париж, где Тамара, оставшись без средств, решила стать художницей, чтобы обеспечить семью. Она поступила в Академию Гранд-Шомьер и училась у Мориса Дени, связанного с группой «Наби», и Андре Лота, известного представителя кубизма. Вскоре она начала получать заказы на портреты от состоятельных парижан и эмигрантской аристократии, быстро завоёвывая признание.
Художественный стиль
Стиль Лемпицкой сформировался под влиянием её учителей, особенно Андре Лота с его «мягким» кубизмом. Однако она выработала собственную уникальную манеру, в которой заметно восхищение мастерами итальянского Ренессанса, особенно маньеристами вроде Понтормо. От них она заимствовала чистоту линий и чёткость композиции, сочетая их с элементами «тубизма» Фернана Леже.
Для её живописи характерны скульптурные, почти монументальные фигуры с гладкой, словно металлической кожей, яркие локальные цвета и выверенная игра света и тени. Лемпицка сознательно отвергала, по её словам, “грязные” краски импрессионистов, стремясь к безупречной чистоте и элегантности. Её полотна, сочетающие холодную чувственность и монументальность, стали квинтэссенцией дизайна и духа ар-деко.
Слава в «ревущие двадцатые»
Первая крупная персональная выставка Лемпицкой с успехом прошла в 1925 году в Милане под патронажем её друга, графа Эммануэле Кастельбарко. Для этой выставки она подготовила 28 работ всего за полгода. В 1927 году она получила почётный диплом на Международной выставке изящных искусств в Бордо за портрет своей дочери «Кизетта на балконе». В 1929 году она создала одну из самых знаменитых своих работ — автопортрет «Тамара в зелёном ‘Бугатти’», написанный для обложки немецкого модного журнала Die Dame.
В 1920-е годы Лемпицка вела богемный образ жизни в Париже, вращаясь в кругах «Парижской школы». Она прославилась не только как художница, но и как светская львица, известная своими вечеринками и многочисленными романами. Её муж Тадеуш, уставший от такого образа жизни, развёлся с ней в 1928 году. Свою единственную дочь Кизетту она видела редко, но часто изображала на своих картинах («Кизетта в розовом», 1926; «Спящая Кизетта», 1934).
Америка и поздний период
В 1934 году Лемпицка вышла замуж во второй раз за состоятельного австро-венгерского аристократа, барона Рауля Куффнера. Накануне Второй мировой войны, в 1939 году, пара переехала в США. Поселившись в Беверли-Хиллз, Тамара стала известна как «Баронесса с кистью» и писала портреты голливудских звёзд. Она также получала заказы от европейской аристократии, написав, в частности, портреты короля Испании Альфонсо XIII и королевы Греции Елизаветы.
После войны художественные вкусы изменились: на авансцену вышел абстрактный экспрессионизм, и спрос на работы Лемпицкой упал. Она пыталась адаптироваться, экспериментируя с натюрмортами и даже абстракцией, но её новый стиль, созданный мастихином, не получил признания. После 1962 года она практически перестала выставляться. Последние годы жизни художница провела сначала в Хьюстоне, а затем в мексиканском городе Куэрнавака, где и скончалась в 1980 году.
Наследие и возрождение интереса
После десятилетий относительного забвения интерес к творчеству Лемпицкой начал возрождаться. Поворотным моментом стала ретроспективная выставка «Тамара де Лемпицка с 1925 по 1935 год», организованная Аленом Блонделем в парижской галерее «Люксембург» в 1972 году. Эта выставка заново открыла художницу для публики и критиков.
В 1980-х и 1990-х годах её популярность достигла нового пика, во многом благодаря знаменитым коллекционерам, таким как Мадонна и Барбра Стрейзанд. Её картины стали символом роскоши и гламура эпохи джаза, начали продаваться за рекордные суммы на аукционах и прочно вошли в массовую культуру. Сегодня Тамара де Лемпицка признана одной из ведущих фигур модернизма 1920-х годов и важнейшим портретистом своего времени.
Известные работы
Многие картины художницы находятся в частных коллекциях, но её произведения также представлены в некоторых лучших художественных музеях мира. В число её известных полотен входят:
«Две подруги» (1923) Частная коллекция.
«Автопортрет (Тамара в зелёном ‘Бугатти’)» (1929) Частная коллекция.
«Кизетта на балконе» (1927) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
«Девушка в зелёном» (1927) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
«В середине лета» (1928) Частная коллекция.
«Незаконченный портрет Тадеуша де Лемпицки» (1928) Центр Помпиду, Париж.
«Весна» (1929) Частная коллекция.
«Портрет доктора Букара» (1929) Частная коллекция.
«Телефон II» (1930) Частная коллекция.
«Портрет Сюзи Солидор» (1933) Замок-музей, Кань-сюр-Мер.
«Каллы» (1941) Частная коллекция.
- На сборе труппы актёры театра Et Cetera поздравили Роберта Стуруа с юбилеем
- Второй международный фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» стартовал в Челябинске
- «Американская мечта: Краткая история идеи, сформировавшей нацию» Джима Каллена, краткое содержание
- «Дитя урагана» Кэрин Каллендер, краткое содержание
- «Наследие» Каунти Каллена
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?