Тео Ван Дусбург:
голландский художник-абстракционист, основатель De Stijl читать ~6 мин.
Влиятельный нидерландский художник Тео ван Дусбург (нидерл. Theo van Doesburg), урождённый Кристиан Эмиль Мария Кюппер (Christiaan Emil Marie Küpper; 1883–1931), был также архитектором, дизайнером и теоретиком искусства. Он стоял у истоков геометрического абстрактного искусства и вместе с Питом Мондрианом (1872–1944) основал движение De Stijl. Работая в Париже и Германии, ван Дусбург оказал влияние на студентов школы Баухаус и установил связи с конструктивистами.
Ван Дусбург был другом Курта Швиттерса (1887–1948), и в 1922 году они совершили «дадаистский тур» по Голландии. Он активно продвигал современное искусство, а на Конгрессе международных прогрессивных художников в Германии в 1922 году — конструктивизм. Кроме живописи, ван Дусбург занимался архитектурой, сочетая принципы De Stijl с практическими проектами. Его эстетика значительно повлияла на современный дизайн интерьеров.
Он был плодовитым теоретиком таких концепций, как Неопластицизм и Элементаризм. Наиболее влиятельным его текстом считается «Принципы неопластического искусства», опубликованный в 1925 году. Несмотря на относительно небольшое число картин, его наследие огромно, и сегодня он признан одним из важнейших абстрактных художников начала XX века.
Ранние годы и художественная карьера
Кристиан Эмиль Мария Кюппер родился в Утрехте. Он взял фамилию своего отчима, Теодоруса Дусбурга, когда начал свой творческий путь. Его ранние работы подписаны Theo Doesburg, и лишь позднее он добавил к фамилии приставку «van». Ван Дусбург не посещал художественную академию и был в основном самоучкой. В начале XX века он зарабатывал на жизнь написанием стихов и работой в качестве художественного критика, освещая азиатское и современное западное искусство.
В 1908 году состоялась его первая выставка. Ранние работы художника выполнены в духе постимпрессионизма с явным влиянием Ван Гога (1853–1890). Однако в 1912 году его подход изменился после прочтения трактата Василия Кандинского (1866–1944). Ван Дусбург осознал, что искусство имеет более высокий, духовный уровень, и единственный способ его достичь — через абстракцию. Он решил основать новое движение и начал налаживать связи, в первую очередь с Питом Мондрианом.
De Stijl
Во время службы в армии ван Дусбург познакомился с картинами XX века Мондриана и увидел в них свой идеал. Он связался с художником, и после многочисленных обсуждений они основали художественную группу De Stijl. Движение, основанное в 1917 году, объединило голландских мастеров, работавших в этом стиле до 1931 года. Вскоре к ним присоединились Барт ван дер Лек (1876–1958) и Вилмош Хусар (1884–1960), а также архитекторы Якобус Ауд (1890–1963), Геррит Ритвельд (1888–1964) и Роберт вант Хофф (1887–1979).
Участники подписали манифест, провозглашавший чистую абстракцию и сведение всех форм к основам — линиям и цветам. Их философия получила название «Неопластицизм», или новое пластическое искусство (см. также необъективное искусство). Мондриан написал множество эссе по этой теме, но лидером и главным пропагандистом движения был ван Дусбург. По словам Мондриана: “Эта новая пластическая идея игнорирует детали внешнего вида, то есть природную форму и цвет. Напротив, она должна выражаться через абстракцию формы и цвета, то есть в прямой линии и чётко определённых первичных цветах”.
В живописи и дизайне художники De Stijl ограничивались использованием основных цветов — красного, жёлтого и синего, а также трёх ахроматических — белого, чёрного и серого. Примерами могут служить «Арифметическая композиция» (1924), «Неопластицизм: композиция VII (Три грации)» (1917) и «Контр-композиция XVI в диссонансах» (1925). В 1917 году группа также основала журнал De Stijl.
Развитие De Stijl и Элементаризм
Около 1921 года внутри группы начались разногласия. Ван Дусбург сблизился со школой Баухаус и российскими конструктивистами. Он подружился с дадаистом-коллажистом Куртом Швиттерсом (1887–1948), и в 1922 году они вместе отправились в тур по Голландии, продвигая идеи дада. В том же году ван Дусбург издавал журнал Mecano с участием Жана Арпа (1886–1966), Тристана Тцары (1896–1963) и Рауля Хаусмана (1886–1971).
В 1924 году Мондриан покинул группу De Stijl. Причиной разрыва стало введение ван Дусбургом диагональной линии в свои композиции — так родился Элементаризм. Ван Дусбург считал, что диагональ придаёт композиции динамизм, в то время как Мондриан настаивал на строгом использовании только горизонтальных и вертикальных линий, видя в них выражение универсальной гармонии. Для Мондриана отказ от этого принципа был предательством идей Неопластицизма.
Интриги добавляли дадаисты И. К. Бонсет и Альдо Камини, которые писали о группе, настаивая на её антипсихологическом подходе. Это вызывало недоумение у многих. Только после смерти ван Дусбурга выяснилось, что оба «дадаиста» были его псевдонимами. Поскольку роль ван Дусбурга в движении была центральной, оно не пережило его, хотя участники продолжали поддерживать связь. Мондриан сохранил верность стилю, сформированному около 1920 года, а Ритвельд продолжал создавать мебель по принципам De Stijl.
Разнообразие художественного творчества
В 1922 году ван Дусбург вместе с Элом Лисицким (1890–1941) и Куртом Швиттерсом организовал два конгресса конструктивистов в Германии. Идея заключалась в объединении конструктивистов, дадаистов и художников De Stijl для обмена идеями. Кроме живописи, ван Дусбург активно занимался архитектурными проектами и дизайном интерьеров. Вместе с Жоржем Вантонгерлоо (1886–1965) он создал оформление для «Кафе Обетт» в Страсбурге — синтетическое произведение, где архитектура и живопись стали единым целым.
Примерно в 1924 году он начал размещать свои композиции под углом 45 градусов, что демонстрировало смещение акцента с теории на визуальную выразительность. Ван Дусбург оставался активным в художественных кругах и участвовал в создании группы «Абстракция-Творчество» незадолго до своей смерти. Эта ассоциация художников и скульпторов стала противовесом сюрреализму Андре Бретона. Среди её членов были Пит Мондриан, Жан Арп, Наум Габо (1890–1977), Барбара Хепворт (1903–1975), Бен Николсон (1894–1982) и Василий Кандинский.
В 1930 году ван Дусбург в своём манифесте впервые использовал термин «конкретное искусство». Это движение выросло из идей De Stijl, футуризма, а также работ Кандинского и Макса Билля (1908–1994). Художник умер в 1931 году в Давосе, Швейцария.
Выставка в Tate Modern
С февраля по май 2010 года галерея Тейт в Лондоне провела масштабную ретроспективу работ ван Дусбурга. Газета Daily Telegraph назвала его «самым стильным художником XX века». Это была первая крупная выставка его произведений в Великобритании, включавшая живопись, дизайн и тексты. Экспозиция исследовала его роль как пропагандиста Неопластицизма, его дадаистскую деятельность, влияние Баухауса и создание группы «Конкретное искусство». На выставке были представлены работы Жана Арпа, Константина Бранкузи, Пита Мондриана, Курта Швиттерса и Софи Тойбер-Арп.
Сегодня Тео ван Дусбург считается одним из наиболее влиятельных художников XX века и теоретиков дизайна из Нидерландов. Его работы находятся в коллекциях некоторых из лучших музеев искусства мира.
- Меньшая версия картины Мане «Завтрак на траве» не копия, а подготовительный этюд
- «Галапагосы» Курта Воннегута, краткое содержание
- «Гаррисон Бержерон» Курта Воннегута младшего, краткое содержание
- «Бойня номер пять» Курта Воннегута младшего, краткое содержание
- «Дай вам Бог здоровья, мистер Роузвотер» Курта Воннегута младшего, краткое содержание
- Конкретное искусство (геометрическая абстракция)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?