Томас Гёртин:
английский пейзажист восемнадцатого века читать ~4 мин.
Томас Гёртин (англ. Thomas Girtin; 1775–1802) — английский художник, чьё творчество стало кульминацией ранней английской школы акварельной живописи. Он следовал по стопам основателей английской пейзажной живописи, таких как Ричард Уилсон (1714–1782), Томас Молтон (1748–1804), Пол Сэндби (1731–1809), Майкл «Анджело» Рукер (1743–1801), Эдуард Дейс (1763–1804), Томас Хёрн (1744–1817) и Джон Роберт Козенс (1752–1799). За исключением видов Парижа, созданных незадолго до смерти, сюжеты Гёртина были исключительно английскими. Он внёс значительный вклад в признание акварели как самостоятельной формы искусства. Подобно своему преемнику, пейзажисту Ричарду Парксу Бонингтону (1802–1828), Гёртин умер в возрасте двадцати семи лет, не достигнув пика своего таланта.
Биография
Гёртин родился в Лондоне. В детстве он учился рисованию у Томаса Молтона, а затем стал учеником Эдуарда Дейса — топографического акварелиста и гравёра в технике меццо-тинто. Его ранние рисунки отличались высоким мастерством. Вероятно, Дж. М. У. Тёрнер, заметив его талант, побудил Гёртина заниматься пейзажами. Знаменитое высказывание Тёрнера: “Если бы Том Гёртин был жив, я бы голодал” — подчёркивает, что при жизни именно Гёртин считался ведущим мастером, а Тёрнер следовал за ним.
С 1794 года Гёртин начал выставлять свои пейзажные картины в Лондонской королевской академии. Его топографические и архитектурные эскизы быстро принесли ему известность. Благодаря природному таланту критики стали считать его новым лидером романтической акварельной живописи. Он совершил множество творческих поездок по английской провинции, посетив Северный Уэльс, Озёрный край, Йоркшир и западные графства.
К 1799 году у него появились влиятельные покровители, среди которых были леди Сазерленд и коллекционер сэр Джордж Бомонт. Гёртин также был активным участником и основателем кружка рисовальщиков, известного как «Братья» (The Brothers). Участники этого неформального объединения собирались по вечерам для совместной работы, интерпретируя предложенные поэтические или исторические сюжеты. Эти встречи способствовали обмену идеями и оттачиванию мастерства.
Творческий метод и новаторство
Сложно описать словами новаторство Гёртина в акварели, но его вклад очевиден при изучении работ того периода. Недостаточно сказать, что он привнёс в жанр смелость и широту, а также расширил палитру. Смелость была присуща Гейнсборо, широта — Козенсу, а богатая цветовая гамма — Фрэнсису Тауну. Гёртин сумел синтезировать эти качества в своём уникальном стиле. Он наделил акварель силой и выразительностью, которые позволили ей конкурировать с масляной живописью, сохраняя при этом свою специфику.
Его работы создавались не в традиционной манере, где цвет и тон накладывались на готовый линейный рисунок. Гёртин мыслил широкими цветовыми пятнами, на которые затем наносил детали. Он обладал способностью воспринимать композицию как единое целое, а не как сумму отдельных элементов. Архитектурные сюжеты в его исполнении — это не просто документальное изображение зданий, а живописное воплощение света и атмосферы.
В работе с цветом он был менее склонен к экспериментам. Пейзажи Северной Англии вдохновили его на использование новой палитры, включавшей тёплые коричневые, сланцево-серые, индиго и фиолетовые тона. Хотя его заливки отличались смелыми и яркими оттенками, общие цветовые решения не всегда были полностью натуралистичными.
Последние годы и смерть
В 1800 году Гёртин женился на Мэри Энн Борретт, шестнадцатилетней дочери состоятельного лондонского ювелира. Семья поселилась на Сент-Джордж-Роу в Гайд-парке. В этот период он также сотрудничал с Тёрнером. Вместе они копировали архитектурные пейзажи, в том числе работы венецианского мастера Каналетто (1697–1768), в доме своего покровителя доктора Томаса Монро.
К концу 1801 года художник часто бывал в поместьях своих покровителей, таких как замок Малгрейв и Харвуд-хаус. За свои работы он получал не менее двадцати гиней. Однако его здоровье начало ухудшаться. Осенью и зимой 1801–1802 годов он провёл несколько месяцев в Париже. Там он создал серию акварельных видов города, которые позднее были изданы в виде альбома офортов «Двадцать видов Парижа и его окрестностей».
Вернувшись в Лондон в 1802 году, Гёртин создал монументальную панораму города под названием «Эйдометрополис». Эта работа, написанная маслом, отличалась натуралистичной передачей городского освещения и имела большой успех у публики. «Эйдометрополис» представляла собой круговую панораму диаметром около 30 метров. К сожалению, это масштабное произведение не сохранилось.
Томас Гёртин умер в ноябре 1802 года в своей мастерской. Ему было двадцать семь лет. Точная причина смерти неизвестна; в качестве версий называют туберкулёз, переутомление или астму. Преждевременная смерть Гёртина ознаменовала завершение первого этапа в истории английской пейзажной живописи. Следующая стадия развития жанра связана с новаторством его современника, Дж. М. У. Тёрнера.
Работы в музеях
Работы Томаса Гёртина хранятся в ведущих музеях мира, в том числе в галерее Тейт Британия, Музее Виктории и Альберта и Британском музее в Лондоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?