Тристан Тцара:
перформанс-художник дада, теоретик читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Родившийся как Самуэль Розеншток, Тристан Тцара был румынско-французским писателем-авангардистом, искусствоведом, поэтом и художником, который наиболее известен как основатель антиискусствоведческого движения дада, которое впервые появилось в Цюрихе в разгар Первой мировой войны. По словам Жана Арпа (1886-1966), другого раннего дадаиста, «Тцара изобрёл слово ’дада’ 6 февраля 1916 года в Кафе де ла Террасс в Цюрихе». Представления Тцары в Кабаре Вольтер (колыбели дада) и Цунфтхаус цур Вааг, а также его художественные манифесты и перформансы, были популярной особенностью раннего дадаизма. Тцара олицетворял анархистское — даже нигилистическое — крыло дада, по сравнению с более умеренным подходом, который предпочитал немецкий театральный продюсер Хуго Балль (1886-1927), основатель Кабаре Вольтер. Кроме Балля и Арпа, среди пионеров дада были: поэт Рихард Хюльзенбек (1892-1927), художники Марсель Янко (1895-1984) и Ханс Рихтер (1888-1976). По мере того как дада постепенно вытеснялось базирующимся в Париже движением сюрреализма в начале 1920-х годов, Тцара был вовлечён в крупный спор об эстетике с Франсисом Пикабиа, Андре Бретоном, Янко и другими художниками-сюрреалистами, прежде чем в конечном итоге присоединиться к сюрреализму Бретона.
Биография
Родившийся как Самуэль Розеншток/Розенштейн в еврейской семье в Мойнешти, Румыния, Тристан Тцара заинтересовался символизмом незадолго до Первой мировой войны под влиянием румынского поэта и драматурга Адриана Маниу (1891-1968). В то же время он стал соучредителем журнала Simbolul с поэтом Йоном Виня (1895-1964) и художником Марселем Янко (1895-1984). Во время войны он обосновался в Швейцарии, где как основатель цюрихского дада он добился мгновенной славы среди городского авангарда благодаря своему «перформансу» в Кабаре Вольтер и своей антиистеблишментской художественной критике. После закрытия Кабаре Вольтер в 1917 году Тцара вместе с коллегой-дадаистом Хуго Баллем открыл новое заведение в городе, известное как Галерея дада. Кроме того, Тцара написал первые дадаистские тексты, включая «Первое небесное приключение господина Антипирина» (1916), «Двадцать пять стихотворений» (1918) и первый «Манифест дада» (1918).
В 1919 году он переехал в Париж, где стал штатным автором журнала Litterature, который издавался в 1918-24 годах. Это отражало небольшой отход от его бескомпромиссного художественного нигилизма в пользу более конструктивного набора эстетических принципов — и предвосхищало приход сюрреализма в середине 1920-х годов. Тем не менее потребовалось более десятилетия душевных терзаний и взаимных обвинений, прежде чем он в конечном итоге присоединился к бывшим дадаистам — Ман Рэю (1890-1976), Максу Эрнсту (1891-1976), Франсису Пикабиа (1879-1953), Марселю Дюшану (1887-1968), Жану Арпу (1887-1966) — в новом движении. В течение 1930-х годов он посвятил много энергии примирению сюрреализма с марксизмом, вступив в Коммунистическую партию в 1936 году. Именно в это время Тцара написал первые из своих зрелых работ, а именно свою знаменитую утопическую поэму «Приблизительный человек» (1931). Другие работы включали «Говоря в одиночестве» (1950) и «Внутреннее лицо» (1953). Он умер в Париже в возрасте 67 лет и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Влияние
Культовая фигура в движении дада — само по себе очень влиятельной группе в европейском и североамериканском авангардном искусстве — Тристан Тцара оказал влияние на несколько поколений современных художников, особенно тех, кто был связан с сюрреализмом, нео-дада, французским новым реализмом, флюксусом Мацюнаса и американским поп-артом. Даже сегодня многие типы современного искусства — такие как концептуальное искусство или инсталляции, а также хеппенинги — обязаны многим революционному подходу раннего дадаизма XX века, воплощённому Тристаном Тцарой.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?