Валентин Серов:
русский портретист и импрессионист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из последних великих русских мастеров портретного искусства до большевистской революции, Валентин Серов входит в число великих художников-модернистов конца XIX века. Родившийся в привилегированной, но просвещённой семье и обучавшийся у некоторых из лучших портретистов России, его вклад в русское искусство — в частности, его новаторское освоение импрессионизма — был огромным. Среди наиболее известных шедевров его относительно короткой жизни: Girl with Peaches (Девочка с персиками) (1887), Portrait of Isaac Levitan (Портрет Исаака Левитана) (1893) и Portrait of Maria Yermolova (Портрет Марии Ермоловой) (1905), все в Третьяковской галерее, Москва; In Summer (Летом) (1895, Русский музей, Санкт-Петербург) и его холодный пейзаж Colts at a Watering Place, Domotkanovo (Купание коня, Домоткановo) (1904, Третьяковская галерея). Он остаётся одним из великих русских художников дореволюционного периода. См. также: Лучшие картины импрессионистов.
Ранние годы и обучение
Валентин Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье: его отец Александр Серов был композитором, как и его мать Валентина Бергман. К несчастью, его отец умер в 1871 году, когда Серову было всего шесть лет, и семья переехала в Мюнхен. Именно здесь он начал своё художественное образование в 1873-1874 годах под руководством К. Кёппинга. В следующем году он переехал в Париж, где обучался у знаменитого художника-реалиста Ильи Репина (1844–1930), который давал ему уроки живописи в своей парижской мастерской, а затем позволил работать с ним в Москве, почти как подмастерье. Вернувшись в Россию с матерью, Серову было 15 лет, когда он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь, с 1880 по 1885 год, он учился у строгого педагога Павла Чистякова, подружился с художником-символистом и портретистом Михаилом Врубелем (1856–1910) и встретил своего друга на всю жизнь Владимира Дервиза. Дополнительное влияние оказали картины европейских старых мастеров, которые он изучал в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Лувре в Париже.
Импрессионистские картины
Виртуозный рисовальщик, Серов создавал исторические сцены, пейзажи, жанровые картины и иллюстрации, но его главным жанром было портретное искусство, в котором он стоит в одном ряду с такими художниками, как Джон Сингер Сарджент. Фактически, в своём стиле живописи — реализм с оттенком импрессионизма — своей классической техникой au premier coup (одним точным мазком кисти, без переработки) и знакомством с высшим обществом Серов сильно напоминал американского художника. Он также восхищался пленэрной живописью: его ранние полотна в стиле Ренуара Girl with Peaches (Девочка с персиками) (1887), Portrait of Maria Simonovich (Портрет Марии Симонович) (1888) и In Summer (Летом) (1895, Русский музей, Санкт-Петербург) во многом обязаны своей естественностью игре света и тени. Серов считал обе эти работы скорее «этюдами», чем портретами, поэтому дал им описательные названия, не идентифицируя натурщиков.
Светские портреты
По мере роста его славы в 1890-е годы Серов написал портреты многочисленных известных личностей, включая художников Константина Коровина (1891), Илью Репина (1892), Исаака Левитана (1893), Василия Сурикова (1898), Сергея Дягилева (1872-1929) и Анну Павлову (1909); композиторов Римского-Корсакова (1898) и Александра Глазунова (1899); аристократов великую княжну Ольгу Александровну (1893), графиню Варвару Мусину-Пушкину (1895), великого князя Павла Александровича (1897), великого князя Михаила Николаевича (1900), княгиню Зинаиду Юсупову (1900-1902) и князя Феликса Юсупова (1903); а также Савву Мамонтова (1887), Александра Пушкина (1899), Максима Горького (1904), Генриетту Гиршман (1907) и Иду Рубинштейн (1910).
Серов провёл много времени в Абрамцеве, загородном имении железнодорожного магната и мецената Саввы Мамонтова (1841-1918), примерно в 40 милях к северу от Москвы. Здесь он мог работать и наслаждаться стимулирующим обществом других художников. Обе картины Girl with Peaches (Девочка с персиками) и In Summer (Летом) были написаны в Абрамцеве: моделью для первой послужила 12-летняя дочь Мамонтова Вера; моделью для In Summer (Летом) была жена Серова Ольга. Коллекционер Павел Третьяков (1832-1898) был ещё одним покровителем Серова.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?