Василий Перов, русский жанровый живописец, портретист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых значительных русских художников, последовавших за социально сочувствующим, но неполитическим поколением жанровых живописцев, таких как Алексей Венецианов (1780-1847) и Михаил Шибанов (1749–1790), Василий Перов стал пионером нового стиля критического реализма в русском искусстве, который впоследствии был значительно развит такими мастерами, как Илья Репин (1844-1930), Константин Савицкий (1844-1905), Николай Касаткин (1859-1930) и Сергей Иванов (1864-1910). Будучи одним из основателей группы художников-передвижников, Перов написал несколько знаменитых жанровых картин (все приобретены Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи, Москва), включая: Сельский крестный ход на Пасхе (1861), Последние проводы (1865), Утопленница (1867) и Охотники на привале (1871). Но Перов отнюдь не ограничивался жанровой живописью. Он также создавал выдающиеся пейзажи, такие как Последний кабак у заставы (1868, Третьяковская галерея, Москва); портретные работы, такие как Портрет драматурга Александра Островского (1871, Третьяковская галерея, Москва), Портрет писателя Ивана Тургенева (1872, Русский музей, Санкт-Петербург) и Портрет писателя Фёдора Достоевского (1872, Третьяковская галерея, Москва); а также исторические картины, такие как Суд Пугачёва (1879, Исторический музей, Москва). Наконец, он был превосходным преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников были Исаак Левитан (1860-1900) и Абрам Архипов (1862-1930).
Ранние годы
Василий Григорьевич Перов (урождённый Василий Григорьевич Криденер в Тобольске, Тюменская область) был внебрачным сыном юриста барона Г. К. Криденера. В 1846 году он получил своё первое художественное образование в провинциальной Арзамасской школе живописи, руководимой художником-реалистом Александром Ступиным. После этого, с 1853 по 1861 год, он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где получил несколько золотых и серебряных медалей за своё искусство. Затем, в 1861 году, за композицию Проповедь в селе (1861, Третьяковская галерея) Перов был награждён Большой золотой медалью и заграничной стипендией от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств.
Однако в то время как одна из его религиозных жанровых картин была высоко оценена Академией, другая вызвала скандал. Его Сельский крестный ход на Пасхе (1861, Третьяковская галерея) был запрещён к показу на выставке Общества поощрения художеств из-за оскорбительного содержания, а именно изображения пьяных священников. Это произведение стало знаковым в становлении нового социально осознанного стиля критического реализма и ознаменовало начало нового периода, в котором жизнь воспроизводилась «во всей её неприглядности». Этот стиль нашёл своё высшее выражение в таких работах, как Крестный ход в Курской губернии (1883, Третьяковская галерея) Ильи Репина и Бедные люди, собирающие уголь в заброшенной шахте (1894, Русский музей, Санкт-Петербург) Николая Касаткина (1859-1930).
Париж
Перов отправился в Европу в 1862 году — в том же году, что и Иван Шишкин (1832-1898), великий пейзажист, также получивший стипендию от Академии. Перов посетил Германию, затем Францию, запечатлевая разнообразные уличные сцены в таких работах, как Гулянье в Париже (1863-64, Третьяковская галерея), Савояр (1863-64, Третьяковская галерея, Москва), Шарманщик в Париже (1864, Третьяковская галерея) и Парижские тряпичники (1864, Русский музей, Санкт-Петербург).
Жанровая живопись
Вернувшись в Москву в 1864 году, Перов посвятил свои тридцатые годы развитию жанровой живописи, что проявилось в следующих работах (все в Третьяковской галерее, если не указано иное): Трапеза в монастыре (1865-76, Музей русского искусства, Киев, Украина), Последние проводы (1865), Тройка. Ученики мастеровые везут воду (1866), Чистый понедельник (1866), Приезд гувернантки в купеческий дом (1866, Русский музей, Санкт-Петербург), Утопленница (1867), Учитель рисования (1867), Охотники на привале (1871) и Старики-родители на могиле сына (1874). В 1866 году он был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
Передвижники
В 1871 году Перов вместе с другими прогрессивными художниками, такими как Николай Ге (1831–1894), Григорий Мясоедов (1834–1911) и Иван Крамской (1837–1887), стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, известного также как Передвижники. В том же году Перов был назначен профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества; среди его будущих учеников будут такие знаменитости, как Николай Касаткин (1859–1930), Константин Коровин (1861–1932), Исаак Левитан, Абрам Архипов, Михаил Нестеров (1862–1942) и другие. Он также посещал усадьбу Абрамцево Саввы Мамонтова (1841-1918), великого мецената русского искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?