Василий Поленов:
русский пейзажист, библейский художник читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Среди наиболее талантливых русских художников второй половины XIX века Василий Поленов был активным членом Товарищества передвижных художественных выставок и постоянным участником их художественных выставок. Наиболее известный своей пейзажной живописью, он также написал серию оригинальных библейских картин. Его другим важным вкладом в русское искусство было преподавание: он был профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его учениками были Константин Коровин (1861–1932), Исаак Левитан (1860–1900), Абрам Архипов (1862–1930) и Михаил Нестеров (1862–1942). Пользуясь покровительством коллекционера Павла Третьякова (1832–1898), он также был участником художественного кружка Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Самые известные картины Поленова включают его пейзажи «Московский дворик» (1878, Третьяковская галерея, Москва), «Заросший пруд» (1879, Третьяковская галерея), а также его библейское искусство, такое как «Христос и грешница» (1887, Русский музей, Санкт-Петербург).
Ранние годы
Василий Дмитриевич Поленов родился в Санкт-Петербурге в дворянской, просвещённой семье: его отец был старшим офицером в русской императорской армии с увлечением археологией, а его мать была художницей-любительницей. Молодой человек исключительных талантов, он посещал занятия как на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, так и в Императорской Академии художеств. В 1871 году, помимо диплома юриста, он получил большую золотую медаль Академии за свою картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург), а также стипендию на обучение искусству за границей. Впоследствии он посетил Германию, Италию и Францию, работая во всех жанрах живописи, но тот, который вдохновил его больше всего, был пейзаж. Он провёл значительное время, изучая работы французских художников-пейзажистов начала XIX века, в особенности членов барбизонской школы, и посвятил себя живописи на пленэре.
Ранние шедевры
В 1876 году Поленов вернулся в Россию и был незамедлительно избран действительным членом Императорской Академии. В следующем году он принял участие в русско-турецкой войне (1877–1878) в качестве военного художника. Вернувшись с войны, он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (также известных как передвижники), и в 1878 году он представил свой первый шедевр «Московский дворик» (1878) на одной из выставок передвижников. В этой удивительно спокойной картине, которая скорее напоминает сельский двор, чем городской дворик, Поленов сочетает мастерство в передаче эффектов яркого солнечного света с фигуративными элементами, тем самым способствуя установлению моды на пейзажные картины с выраженными жанровыми особенностями.
Дальнейшие выдающиеся картины, такие как «Бабушкин сад» (1878, Третьяковская галерея) и «Заросший пруд» (1879, Третьяковская галерея), вместе с опубликованными этюдами из его поездки в Грецию и на Ближний Восток (1881–1882), не только произвели впечатление на коллекционеров, таких как Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) и Савва Мамонтов (1841–1918), но и утвердили его репутацию как одного из лучших русских художников-пейзажистов. Кроме своих методичных и детальных этюдов, он был первым художником, который ввёл принципы французской школы в России: а именно, основы живописи на пленэре, такие как чистые яркие цвета и быстрая, свободная манера письма. В 1882 году Поленов сменил Алексея Саврасова (1830–1897) на посту руководителя пейзажной мастерской в Московском училище живописи, где он помог ряду талантливых студентов, таких как Исаак Левитан, Абрам Архипов, Михаил Нестеров, Константин Коровин и другие.
Религиозная историческая живопись
После двух живописных поездок на Святую землю Поленов создал ряд религиозных картин, включая его исключительно правдивую «Христос и грешница» (1887, Русский музей, Санкт-Петербург). Другие работы (все в Третьяковской галерее) включали: «Нил» (1881), «Храм Изиды» (1882), «Парфенон, храм Афины Паллады» (1882), «Эрехтейон» (1882), «Оливковое дерево в Гефсиманском саду» (1882), «Константинополь» (1882) и «Тивериадский еврей. Этюд» (1884).
Позже, примерно с 1886 года, Поленов создал ряд произведений религиозного искусства (озаглавленных «Из жизни Христа»), вдохновлённых «Жизнью Иисуса» (1863) Эрнеста Ренана, книгой, которая оказала огромное влияние на художников и писателей в России. Примеры (все в Третьяковской галерее) включают: «На Генисаретском (Тивериадском) озере» (1886), «Среди учителей» (1896), «Привели детей» (1896), «Крещение» (1897), «Что люди думают обо мне» (1900). Почти во всех своих ближневосточных картинах он сочетал новозаветные сюжеты с важными элементами пейзажа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?