Василий Суриков, русский художник исторического жанра читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Сибирский казачий живописец Василий Суриков наряду с Ильёй Репиным (1844–1930) является одним из величайших русских художников, работавших в жанре исторической живописи. Живя в Москве, он путешествовал по Северной и Южной России, а также по Италии, Германии, Франции и Испании. Он был членом прогрессивного художественного объединения, известного как Товарищество передвижных художественных выставок (также известного как Передвижники, или Странники), и часто участвовал в их выставках. Хотя главным вкладом Сурикова в русское искусство является серия крупномасштабных исторических полотен, он также писал пейзажи, портреты и акварели. Пользуясь покровительством нескольких коллекционеров, включая Павла Третьякова (1832–1898) и Савву Мамонтова (1841–1918), он создал величайшие шедевры, включая исторические произведения, такие как «Утро стрелецкой казни» (1878–1881, Третьяковская галерея, Москва), «Меншиков в Берёзове» (1883, Третьяковская галерея) и «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская галерея); портреты, такие как «Портрет неизвестной на жёлтом фоне» (1911, Русский музей, Санкт-Петербург) и «Человек с больной рукой» (1913, Русский музей); пейзажи, такие как «Зубовский бульвар зимой» (Третьяковская галерея), и жанровые работы, такие как «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Санкт-Петербург).
Ранние годы
Родившийся в отдалённом сибирском городе Красноярске, происходивший из казачьего рода, Василий Иванович Суриков вырос в суровых условиях, типичных для этого региона, в результате чего он чувствовал сильную личную связь с людьми и историей России. Его природные способности к рисованию и живописи были замечены на раннем этапе его школьным учителем Н. В. Гребнёвым, который давал ему индивидуальные уроки. После окончания школы в 1868 году Суриков отправился верхом в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств — путешествие, которое заняло у него почти 12 месяцев. В 1869 году он поступил в Академию художеств, где упорно работал в течение шести лет под руководством педагога Павла Чистякова. Ранней работой этого периода является «Княжий суд» (1874). После окончания Императорской Академии Суриков получил заказы на 4 крупномасштабные фресковые росписи для Храма Христа Спасителя в Москве, где он теперь обосновался. Он также быстро нашёл жену, Елизавету Шарэ, внучку декабриста Свистунова.
Историческая живопись
Старая московская архитектура, включающая Кремль, Красную площадь и многочисленные соборы и монастыри, сразу же вдохновила молодого художника. Вскоре он начал писать свой величайший шедевр «Утро стрелецкой казни» (1878–1881), работу, которая определила главное направление его живописи — а именно изображение русских в переломные моменты их истории. Как и многие другие русские художники 1870-х и 1880-х годов, он был особенно очарован петровской эпохой (царствованием царя Петра Великого), которая была важным периодом национального развития и культурного прогресса. Этот период также стал свидетелем конфликта между правами личности и властью государства — темы, которая составляет основную драму как «Утра стрелецкой казни», так и «Боярыни Морозовой» (1887). В первой картине Пётр Великий смотрит с гневной местью, как члены стрелецкого войска — раннего типа милиции — ведут на казнь у кремлёвских стен. Во второй знатная женщина, старообрядка, увозится на санях, чтобы понести наказание за свои еретические убеждения. На обеих картинах Суриков подчёркивает эмоции людей, вовлечённых в действие, и влияние истории на их жизни. Третьей крупной исторической работой Сурикова является «Меншиков в Берёзове» (1883). На ней изображена сибирская ссылка любимого придворного Петра Великого после смерти царя. Когда-то всемогущий политик, теперь опальный, Меншиков продолжает производить впечатление на зрителей своей сильной личностью.
В начале 1880-х годов Суриков был активен в нескольких различных художественных кругах. Он присоединился к движению Передвижников (Передвижники) в 1881 году, а также привлёк внимание знаменитого русского коллекционера Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), который купил как картину «Стрельцы», так и «Меншикова». На вырученные средства Суриков отправился за границу, посетив Германию, Австрию, Италию и Францию, где изучал старых мастеров, а также известных современников XIX века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?