Виктор Вазарели:
художник оп-арта читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Французский абстрактный художник, скульптор и графический дизайнер венгерского происхождения Виктор Вазарели был ведущим пионером движения оп-арт. После обучения в Академии живописи Полдини-Фолькмана и школе Мухей в Будапеште он обосновался в Париже в 1930 году. Первые 10 лет своей художественной карьеры он работал коммерческим художником, концентрируясь в первую очередь на плакатном искусстве и оптических иллюзиях. В 1943 году он обратился к живописи и провёл свою первую персональную выставку в 1944 году. В конце 1940-х годов он разработал жёсткую геометрическую форму абстрактного искусства, которой он знаменит. Его картины создают довольно мощные оптические эффекты и иллюзии, которые иногда могут активироваться при движении вокруг картины. Вазарели также экспериментировал с кинетическим искусством и гобеленами. Находясь под влиянием многих художников, включая венгра Шандора Бортника (1893–1976), русского Василия Кандинского (1866–1944) и французского художника Огюста Эрбена (1921–60), работы Вазарели были новаторскими, но ограниченными, и в некоторых отношениях их превзошла его более молодая современница Бриджит Райли (р. 1931). Тем не менее, он остаётся одним из лучших современных художников венгерской школы.
Ранние годы в Будапеште
Вазарели родился в Пече, Венгрия, в 1906 году. В 1925 году он был принят в Академию живописи Полдини-Фолькмана, которая обучала традиционному академическому искусству. До этого он несколько лет изучал медицину и обнаружил, что на протяжении всей своей жизни его всегда будут привлекать науки. Действительно, позже он применил научную методологию и объективность к своему рисунку и живописи. Будучи студентом, он проводил много времени в кофейнях, расположенных вдоль Дуная, обсуждая авангардное искусство. Именно здесь он впервые услышал об Академии Мухей, которая считалась Баухаусом Будапешта. Он поступил в школу в 1929 году, в то время ею руководил Шандор Бортник (1893–1976, также известный как Александр Бортник), местный график, живописец и дизайнер плакатов. Бортник был ведущим членом венгерского авангарда и интересовался абстрактным использованием цвета для символизма и формы. Он также экспериментировал с конструктивизмом и геометрической абстракцией. В Академии Вазарели познакомился с работами по цветовой оптике Йозефа Альберса (1888–1976) и Иоханнеса Иттена (1888–1967), а также русских художников Казимира Малевича и Кандинского. Мухей работала по принципам, схожим с школой дизайна Баухаус в Германии, и Вазарели был отмечен как выдающийся ученик. В его живописи маслом 1929 года есть несколько вдумчивых цветовых исследований с геометрическими кубическими формами. В 1930 году, после своей первой персональной выставки в галерее Ковач Акош в Будапеште, Вазарели покинул город и переехал в Париж — всё ещё, в то время, бесспорный центр мирового искусства.
Париж: графический дизайн
В течение следующего десятилетия Вазарели работал коммерческим художником, специализируясь на графическом искусстве и типографике. (См. также: История плакатного искусства.) Он работал над своими собственными картинами по ночам, надеясь однажды зарабатывать на жизнь художником на постоянной основе. Его интерес к графическому и типографскому дизайну, возможно, был результатом предметов, которые он изучал в Мухей, где концентрировались больше на графике, чем на изобразительном искусстве. В любом случае, использование линейного дизайна и пространства для создания оптических эффектов стало одним из его пожизненных увлечений. Он работал с 3D-эффектами, накладывая узорчатые слои целлофана друг на друга, чтобы создать иллюзию глубины. Хотя большая часть его работ в 1930-е годы была в основном фигуративной, она содержала зародыши кинетического искусства, которое появится в его более поздних работах. Хороший пример его живописи того времени — «Шахматная доска» (1935). Другие важные работы включают «Арлекин», где он искажает сетку, чтобы оживить появляющуюся фигуру животного. Он также создавал тигров и зебр, демонстрируя, что обычные линии могут создавать драматические, динамичные эффекты.
Абстрактная живопись
В 1944 году Вазарели провёл свою первую важную персональную выставку в галерее Дениз Рене в Париже. Он выставил в основном графику и рисунки, и шоу имело такой успех, что убедило его стать художником на постоянной основе. В то же время он познакомился с работами Пита Мондриана (1872–1944), важного участника художественного и дизайнерского движения Де Стейл и основателя неопластицизма. Вазарели также был впечатлён Огюстом Эрбеном (соучредителем «Салона сюрэндепандан» и художественной ассоциации «Абстракция-творчество»), чья радикальная геометрическая фаза бросила вызов статусу станковой живописи. Работа Эрбена была встречена таким непониманием даже его благожелательными критиками, что он ненадолго вернулся к репрезентативному стилю в 1922 году. К 1945 году Вазарели полностью посвятил себя абстракции. В 1945 и 1946 годах он выставлялся в «Салоне сюрэндепандан», и снова в 1948 году в галерее Дениз Рене. Его постепенно признавали как художника, но, несмотря на эксперименты с несколькими движениями современного искусства, такими как кубизм, футуризм, символизм, сюрреализм и экспрессионизм, ему ещё предстояло открыть свой фирменный стиль.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?