Ив Кляйн:
французский концептуальный художник, основатель движения «Новый реализм» читать ~5 мин.
Французский художник Ив Кляйн (Yves Klein; 1928–1962) был одной из самых влиятельных фигур в авангардном искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов и ключевой фигурой в послевоенной французской живописи. Он являлся ведущим членом нового реализма — художественного движения, вдохновлённого дадаизмом, которое он основал в 1960 году совместно с арт-критиком Пьером Рестани (1930–2003). Кляйн также был пионером перформанса и одним из предшественников поп-арта, оказав значительное влияние на многих современных художников.
У него не было формального художественного образования, и значительную часть своей недолгой жизни он зарабатывал преподаванием дзюдо. В 1957 году Кляйн начал работать в монохромной технике и стал ассоциироваться с глубоким синим цветом, получившим название International Klein Blue (IKB). Художник запатентовал не сам пигмент, а способ его фиксации, позволявший сохранить его матовую, порошковую текстуру. К 1960 году он организовывал публичные перформансы, где обнажённые модели, покрытые краской IKB, оставляли отпечатки своих тел на холстах. Эти действа сопровождались его «Монотонно-тихой симфонией» — произведением, состоящим из одной ноты, длящейся 20 минут, за которыми следовали 20 минут тишины. Свои «картины» он назвал «антропометриями», и они считаются его главными работами. Высокая стоимость его произведений на аукционах подтверждает его статус одного из первых ярких представителей постмодернизма в искусстве.
Для получения дополнительной информации о концептуализме Кляйна,
см.: Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956–62).
Ранняя карьера
Ив Кляйн родился в Ницце, Франция. Его родители были художниками: отец, Фред Кляйн (1898–1990), писал пейзажи с лошадьми, а мать, Мари Раймон (1908–1988), была заметной участницей движения лирической абстракции. В юности Кляйн увлекался эзотерическими учениями и философией, отдавая предпочтение духовному мировоззрению перед материализмом. Он серьёзно занимался дзюдо, в 1952 году получил в Японии чёрный пояс 4-го дана, а по возвращении во Францию в 1954 году опубликовал учебник по этому виду боевых искусств. В начале 1950-х он много путешествовал, а в 1955 году окончательно обосновался в Париже и полностью посвятил себя искусству.
Монохромные картины
Увлечённый цветом в живописи, Кляйн сначала создавал монохромы, которые иногда напоминали декоративные панно. Этот эффект ему не нравился, и он решил ограничить следующую серию работ одним цветом — синим. В 1957 году он представил картины, выполненные исключительно в цвете International Klein Blue (IKB). Порошковая текстура краски создавала ощущение глубины и чистоты цвета. Этот синий оттенок напоминал лазурит — один из самых дорогих пигментов, который художники эпохи Возрождения использовали для изображения одеяний Мадонны. Цвет стал визитной карточкой Кляйна: он наносил его на скульптурные слепки, посуду и другие предметы. Позже он добавил в свою палитру розовый и золотой, создав собственную триаду основных цветов.
Выставка «Пустота»
В 1958 году Кляйн устроил в парижской галерее Iris Clert выставку под названием «Пустота» («Le Vide»), ставшую одним из ранних примеров концептуального искусства. Экспозиция представляла собой абсолютно пустое помещение. В рамках перформанса окна галереи были закрашены синей краской, а гостям предлагали коктейли, которые, по словам художника, на несколько дней окрашивали мочу в синий цвет. Кляйн утверждал, что «наполнил» пространство своей творческой энергией. Позже он продавал «зоны нематериальной живописной чувствительности» за золото, половину которого затем выбросил в Сену. Широкая огласка привлекла на выставку около 3000 человек.
Антропометрии
Кляйн постоянно экспериментировал с техниками нанесения краски, используя валики, губки и различные поверхности. В результате родилась форма абстрактной живописи, которую он назвал «антропометриями». Обнажённые модели, которых художник называл «живыми кистями», покрывались краской и оставляли отпечатки своих тел на холстах. Эти перформансы, предвосхитившие хэппенинги, часто проходили публично под звуки его музыки. В то же время многие антропометрии создавались в уединении студии. Эти работы, с их обезличенными и порой тревожными образами, считаются одними из самых сильных в его творчестве.
Огненные картины
В последние годы жизни Кляйн расширил свой арсенал стихий, добавив к воздуху (пустота) и воде (дождь) огонь. В 1961 году он начал создавать «огненные картины» («Peintures de Feu»). С помощью мощной промышленной горелки он выжигал следы на специально обработанном картоне. Иногда он использовал воду, чтобы создавать контрастные узоры, или привлекал моделей, чьи силуэты оставались на поверхности подобно теням. Эти работы стали кульминацией его поисков нематериального в искусстве, где созидательная и разрушительная сила огня оставляла свой неизгладимый отпечаток.
Новый реализм
Движение «Новый реализм» было основано Кляйном и критиком Пьером Рестани в 1960 году. Манифест подписали художники Арман, Марсиаль Райс, Жан Тенгели, Даниэль Шпёрри, Франсуа Дюфрен, Раймон Энс и Жак де ла Вильлегле. Позже к ним присоединились Сезар, Ники де Сен-Фалль, Миммо Ротелла и Жерар Дешан. С группой также выставлялся Христо, известный своими инсталляциями по «упаковке» зданий. Экспериментируя с идеей реальности, Кляйн создал знаменитый фотомонтаж «Прыжок в пустоту» (1960), где он будто бы летит с крыши здания. Этот образ отсылает к картине «Падение Икара», приписываемой Питеру Брейгелю Старшему.
Наследие и репутация
Ив Кляйн скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте 34 лет. Искусствоведы до сих пор спорят, кем он был: мистиком в духе Казимира Малевича или провокатором и шоуменом, подобно Сальвадору Дали. Несмотря на это, он признан знаковой фигурой современного искусства и одним из первых подлинных постмодернистских художников. Его работы неизменно достигают высоких цен на аукционах, что ставит Кляйна в один ряд с такими мастерами, как Виллем де Кунинг и Энди Уорхол, и подтверждает его статус одного из самых коммерчески успешных художников раннего постмодернизма.
Примеры работ Ива Кляйна в публичных коллекциях
Произведения Ива Кляйна можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, включая Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Центр Помпиду в Париже. Среди них:
Untitled Blue Monochrome (IKB 79) (1959) — Галерея Тейт, Лондон.
Large Blue Anthropometry (ANT 105) (1960) — Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Untitled Blue Monochrome (1961) — Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.
Sponge Relief (RE 22) (1961) — Центр Помпиду, Париж.
Untitled Fire Colour Painting (FC 27) (1962) — Центр Помпиду, Париж.
- «О, Дюрер!». Выставка к 550-летию со дня рождения великого художника
- «No Logo. Люди против брендов» Наоми Кляйн, краткое содержание
- «Это меняет всё» Наоми Кляйн, краткое содержание
- Персональная выставка Елены Базановой в галерее «Моховая-18»
- Цикл лекций Виктора Морозова по фотографии
- КОЛЛЕКЦИЯ ФОНДА LOUIS VUITTON
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?