Ив Танги: художник-сюрреалист читать ~5 мин.
Важный представитель французской живописи XX века, художник-самоучка из Парижа, Ив Танги был активным членом движения сюрреализма и одним из самых узнаваемых художников современности. Он принимал участие во всех крупных сюрреалистических выставках и разработал жуткий, нелогичный стиль абстрактного искусства, характеризующийся морскими или лунными пейзажными образами. В 1940 году он поселился в Соединённых Штатах вместе с богатым американским художником-сюрреалистом Кей Сейдж (1898-1963), где оказал влияние на членов Нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма.
В послевоенный период он заработал международную репутацию, став одним из наиболее успешных художников-сюрреалистов с выставками в Париже, Риме и Милане. Он стал гражданином США в 1948 году. Среди его самых известных абстрактных картин: «Мама, папа ранен!» (1927, Музей современного искусства, Нью-Йорк); «Вымирание бесполезных огней» (1927, Музей современного искусства, новая работа); Завтра (Demain) (1938, Кунстхаус, Цюрих); Мебель времени (1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Бесконечная делимость (1942, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало); Дворец из скал с окнами (1942, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж); Быстрота сна (1945, Институт искусств Чикаго); и Невидимки (1951) (Коллекция Тейт, Лондон).
В духе Джорджо де Кирико
Родился Раймон Жорж Ив Танги в Париже, в семье бывшего капитана французского флота. К сожалению, в 1908 году его отец умер, его мать переехала обратно в свой родной Бретонский район около Локронана, в департаменте Финистер, и Танги большую часть своей юности провёл под присмотром родственников. В 1918 году он поступил на службу в торговый флот, прежде чем его призвали в армию, и, наконец, в 1922 году он вернулся в Париж, где вёл что-то вроде богемной жизни. В 1923 году, несмотря на полное отсутствие формального образования, он был вдохновлён живописью, увидев «Мозг ребёнка» (1914) Джорджо де Кирико (1888–1978) в витрине парижской галереи. В следующем году он присоединился к группе сюрреалистов, наткнувшись на их манифест в книжном магазине.
Сюрреализм
Танги разработал свой собственный стиль сюрреалистического искусства, проведя свою первую персональную выставку в Париже в 1927 году – в том же году, когда он женился на своей первой жене. Хотя он был очень замкнутым человеком, он стал важной фигурой в парижской группе, создавая работы, которые воплощали идею Андре Брета о том, что искусство является выражением бессознательного. Он всегда утверждал, что придерживается сюрреалистического метода автоматизма в искусстве, избегая планирования и подготовки. В результате Бретон – лидер и главный теоретик сюрреализма – поручил Танги написать 12 работ – задание, которое Танги выполнил лишь частично.
Его картины этого времени вызывают в воображении царство бессознательного в задумчивых ландшафтах, населённых биоморфными формами, выполненными крошечными, аккуратными мазками. Они напоминают о мегалитической культуре региона Финистер, где он провёл свои детские годы, вернувшись туда молодым человеком в сопровождении друзей из Парижа, таких как писатель Жак Превер и музыкант Морис Дюамель. Поездка в Северную Африку в 1930 году ещё больше вдохновила его на увлечение необычными скальными образованиями.
Поселяется в Америке с Кей Сейдж
Несмотря на высокую активность в 1930-е годы, его богемный образ жизни и увлечение искусством в сочетании с отсутствием финансового успеха привели к краху его брака. В 1937 году он участвовал в групповой выставке во Дворце изящных искусств в Брюсселе с Ман Рэем (1890-1976) и Рене Магриттом (1898-1967). В 1938 году он завязал отношения с талантливой американской художницей Кей Сейдж. Когда она вернулась в свой родной Нью-Йорк после начала Второй мировой войны, он последовал за ней. Они поженились в Рино в августе 1940 года, вскоре после того, как Франция сдалась немецким войскам. В Нью-Йорке он присоединился к влиятельной группе изгнанных сюрреалистов, но позже нашёл лучшую обстановку в Вудбери, штат Коннектикут, где, как он сказал: “У меня ощущение большего пространства и света – больше места”. Он создавал крупные картины, которые включали все более металлические формы, возможно, под влиянием его интереса к огнестрельному оружию (он держал коллекцию оружия), а также милитаристских образов, которые пронизывали американские СМИ. Танги остался в Соединённых Штатах после войны, хотя часто бывал в Европе. Он неожиданно умер от инсульта в 1955 году, когда в Нью-Йорке Музей современного искусства (MoMA) находился на завершающей стадии подготовки к его ретроспективной выставке. Его смерть омрачила последние годы жизни Сейдж и она покончила жизнь самоубийством в 1963 году.
Живопись Танги
Картина маслом Ива Танги – одного из немногих художников абстракционистов-самоучок, добившихся успеха по обе стороны Атлантики – попадает в категорию беспредметного сюрреализма. Характеризуется подводным миром, населённым странными биоморфными формами, напоминающими морских беспозвоночных или скульптурные скальные образования, а также металлическими формами. Эти огромные, сказочные пейзажи с их безграничными горизонтами нарисованы плавными, опдробными деталями в ограниченной палитре цветов. Вместе с такими художниками, как непреодолимый Сальвадор Дали (1904-1989), разносторонний Хуан Миро (1893-1983) и новатор Макс Эрнст (1891–1976), искусство Танги демонстрирует фундаментальную нелогичность и галлюцинаторную природу чистого сюрреализма. Его работы можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки.
Биографии других художников-сюрреалистов см.: Художники 20-го века.
ПОСТЕРЫ
Картины Ива Танги также широко распространены в интернете в виде плакатов и обоев для рабочего стола.
МИРОВЫЕ ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ
Лучшие художники-практики см.: Лучшие художники всех времён. О художниках, пишуших природу, см: Лучшие мастера пейзажей. Лучшие работы см. в разделе Величайшие современные картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?