Похищение сабинянок, Николя Пуссен:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Похищение сабинянок, Николя Пуссен: Анализ Описание
Название: Похищение сабинянок (1634-5) Художник: Николя Пуссен (1594-1665) Средство: Масляная живопись на холсте Жанр: Мифологическая живопись Направление: Барокко Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк (1634-5); Лувр, Париж (1637-8)
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Николя Пуссен, выдающаяся фигура в живописи барокко, был «философом-художником», работы которого содержат одни из лучших примеров формальной гармонии и контроля. Он находился под сильным влиянием искусства античности - в частности, греческой скульптуры и греческой архитектуры - и его эрудированный классицизм был основан на идеалах разума, равновесия и пропорции. Покровительствовавший ему искусствовед Кардинал Франческо Барберини (1597-1679) и его окружение, Пуссен известен своими историческими полотнами, хорошо проработанными фигурами - персонажи которых часто застыли во времени и выражении - а также интеллектуальными символами и отсылками. В качестве примера можно привести его картину Et in Arcadia Ego (1632, Лувр). Один из самых скрупулезных старых мастеров, Пуссен часто создавал миниатюрные декорации и восковые модели, на которых основывал свои композиции. Несмотря на то, что он был одним из наименее «барочных» (мелодраматичных, смелых, театральных, с вихревыми мазками) среди французских художников барокко - он был мастером цвета и света. Для получения дополнительной информации о живописи эпохи барокко в Италии, пожалуйста, обратитесь также к: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
История похищения сабинянок
Римская легенда, традиционно известная как «Похищение сабинянок», но более точно переводимая как «Упоение сабинянок», относится к эпохе Ромула (сооснователя Рима со своим братом Ремом) около 750 г. до н.э. Согласно римским историкам Ливию и Плутарху, новообразованное поселение Рим страдало от нехватки женщин. Чтобы решить эту проблему, римляне обратились к соседнему сабинскому племени, но те отказались отдавать своих женщин в римские мужья. Тогда римляне организовали большой праздник во время которого - по заранее установленному сигналу - схватили сабинянок и увезли незадачливых сабинян. Возмущенные этим, сабины и их союзники (антемиаты, каининены, крустумини и другие) объявили войну Риму. После того, как их союзники были побеждены в битвах, сами сабины напали на Рим, и началась ожесточенная битва, которая заставила наблюдающих сабинянок вмешаться и призвать к миру. Битва прекратилась, и сабины согласились объединиться с римлянами в одну нацию.
Эта история изображалась в многочисленных произведениях искусства во время Итальянского Возрождения и позже, включая картины Пьетро да Кортона (1627-9, Капитолийские музеи), Жака Стеллы (ок. 1630, Художественный музей Принстона); а также современную версию Пабло Пикассо (1962-3, Музей изящных искусств, Бостон); и знаменитую скульптуру Похищение сабинянок (Лоджия деи Ланци, Флоренция) Джанболоньи.
Схожие истории о мифологических похищениях, изображенные известными художниками и скульпторами, включают похищение Елены Троянской (Парисом), финикийской принцессы Европы (Зевсом), Хилаеры и Фобо (Кастором и Полликсом) - см.: Похищение дочерей Левкиппа (1618) Рубенса; греческого мифологического персонажа Дейяниры (похищенной центавром Нессом, когда он перевозил ее через реку Эунос); и греческой богини Персефоны (похищенной Аидом).
Николя Пуссен создал две версии этой легенды: более раннюю версию (1634-5), находящуюся сейчас в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; и более позднюю версию (1637-8), которая выставляется в Лувре, Париж. Обе работы демонстрируют энергичный и напористый стиль, который художник использовал во многих своих сценах из классической истории. Действительно, его интерпретации греческой и римской мифологии оказали значительное влияние на неоклассическую живопись таких художников, как Жак-Луи Давид (1748-1825) - см., например, его Вмешательство сабинянок (1799, Лувр) - и Ж.-А. Д. Ингрс (1780-1867).
Хотя обе версии Похищения сабинянок в целом похожи - в обеих, например, Ромул (слева) дает заранее оговоренный сигнал, а хаос заполняет холст - есть различия в композиции и цвете. Картина в Мет более контролируема, более статична, но более красочная; картина в Лувре более динамична и имеет большую глубину.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?