Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа, Рембрандт:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Анатомический урок доктора Николаеса Тульпа, Рембрандт: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Рембрандт (1606–69) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Портретная живопись Направление: Голландский реализм Местонахождение: Королевская картинная галерея Маурицхейс.
Для анализа других картин, см.: Анализ известных картин.
Оценка произведений искусства Чтобы оценить картины голландских портретистов, таких как Рембрандт, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Среди самых известных групповых портретов эпохи голландского барокко, Анатомический урок доктора Николаеса Тульпа был первой крупной работой Рембрандта и произведением, с помощью которого он укрепил свою репутацию при переходе из Лейдена в Амстердам в 1631–32 годах. Заказанный Гильдией амстердамских хирургов, он изображает знаменитого городского анатома и лектора доктора Николаеса Тульпа, проводящего вскрытие предплечья трупа для демонстрации работы мышц другим членам Хирургической гильдии. В отличие от подобных барочных портретов – включая его собственную более позднюю работу Анатомический урок доктора Деймана (1656, Рейксмюсеум) – Рембрандт игнорирует обычные анатомические условности и сосредотачивается вместо этого на психологических аспектах. Таким образом он подчеркивает живейший интерес зрителей и их близость к трупу. Этот престижный заказ, благодаря которому Рембрандт создал одно из величайших портретных полотен начала XVII века, стал его первым групповым портретом, а также первым известным случаем, когда он подписывал картину своим именем, а не более привычным RHL (Рембрандт Харменсзоон из Лейдена) – явный признак растущей уверенности в себе. Работа висела в Анатомическом театре Залы хирургов в Амстердаме на площади Ниумаркт с момента ее создания до 1828 года, когда она была приобретена для картинной галереи Маурицхейс королем Виллемом I.
Анатомические лекции
В Нидерландах существовала традиция анатомических лекций, заложенная пионером в области анатомии Андреасом Везалием (1514–64). Раз в год Praelector Anatomiae, глава хирургической гильдии проводил лекцию для членов своей гильдии, во время которой вскрывали тело казненного преступника. В такой обстановке было принято заказывать портрет Praelector вместе с другими присутствующими членами. Доктор Николаес Туп (1593–1674) был Praelector с 1628 по 1653 год, и картина запечатлевает лекцию по анатомии, которую он провел 31 января 1632 года. Кроме него на портрете изображены семь членов Хирургической гильдии, каждый из которых заплатил комиссию за то, чтобы быть включенным в картину, а также тело вооруженного грабителя Адриана Андрисенса, который был казнен ранее в тот же день. В правом нижнем углу находится большая открытая книга по анатомии, скорее всего De humani corporis fabrica (Строение человеческого тела) (1543) Андреаса Везалия, с которым Рембрандт лестно ассоциирует Тульпа.
Портреты
В голландской живописи XVII века групповые портреты этих анатомических уроков обычно следовали установленному шаблону. Хирург и труп находились в центре, окруженные членами гильдии, и все были изображены смотрящими прямо на художника. Рембрандт использует новый подход и создает сочетание группового портрета и картины с действием. Картина фактически стала поворотным моментом в эволюции голландской корпорации или гильдийного портрета. Впервые фигуры объединялись не просто жестами и взглядами, а общим интересом к событию, происходящему в композиции. Любой потенциальный заказчик наверняка был впечатлен живостью и глубиной, которыми 26-летний Рембрандт наделил свои портреты. Он примет аналогичный революционный подход в своем конном портрете Ночной дозор (1642, Рейксмюсеум). Эти две картины сами по себе оправдывают репутацию Рембрандта как одного из лучших портретистов в Европе и – когда включены другие шедевры, такие как Синдики гильдии производителей тканей (1662, Рейксмюсеум) и Заговор Клавдия Цивилиса (1661–62, Национальный музей, Стокгольм) – объясняют, почему он входит в число лучших художников всех времен.
Композиция
Картина не является подлинной записью анатомической лекции от 31 января 1632 года (которая началась бы с вскрытия желудка и черепа), а представляет собой воображаемую конструкцию, композиция которой определяется главным образом художественными соображениями. Труп становится центром внимания благодаря своей интенсивной яркости. Отсюда взгляд зрителя переносится на освещенные головы аудитории, выражения лиц которых отражают разную степень внимания, и на лицо и руки Тульпа. Последний выделяется своим темным костюмом и шляпой, используя щипцы, чтобы указать на определенные мышцы и сухожилия руки трупа, демонстрируя их работу пальцами левой руки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?