Благовещение, Фра Анджелико:
Анализ живописи, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Благовещение, фра Анжелика: анализ картины, интерпретация Описание
Художник: Фра Анжелика (1395-1455) Техника исполнения: Фреска монументальная живопись Жанр: Религиозное искусство Направление: Итальянское Возрождение Местонахождение: Музей Сан Марко, Флоренция.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Сравнение работы фра Анжелика с Благовещением Симоне Мартини (1333).
Шедевр искусства эпохи Возрождения, Благовещение, написанное фра Анжеликой (Гуидо ди Пьетро) для северного коридора монастыря Сан Марко, по праву считается его лучшей версией этой традиционной темы. Написанная в технике фрески, она являлась частью декоративного оформления доминиканского монастыря во Флоренции – одного из важнейших наборов фресок эпохи Возрождения во Флоренции. Финансируемая семьей флорентийских Медичи, заказ была присуждена около 1440 года и включала в себя алтарь монастыря, а также более пятидесяти других фресок. Она последовала за перепроектированием и реконструкцией всего монастырского комплекса – церкви, жилых помещений и библиотеки – архитектором Микелоццо ди Бартоломео, и открытием первой публичной библиотеки со времен Античности, стоимостью более тридцати шести тысяч флорентийских лир. Доминиканский монах, которого, как сообщается, считали вдохновленным святым, фра Анжелика на самом деле был талантливым художником, полностью соответствующим художественным тенденциям раннего Возрождения, который много путешествовал и создал одни из величайших произведений христианского искусства своего времени – переходя от международной готики к современной флорентийской манере. Он был мастером всех техник, включая масляную живопись на досках, фреску и темперу.
Оценка произведения искусства Чтобы оценить картины итальянских художников эпохи Возрождения, таких как фра Анжелика, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Благовещение в монастыре Сан Марко (северный коридор)
Монахи-доминиканцы в Сан Марко вели строгую, благочестивую жизнь и жили в простых, скромных кельях. Библейское искусство фра Анжелика (касающееся жизни Иисуса Христа, особенно Страстей Христовых, а также регулярные темы, такие как Благовещение, Поклонение волхвов, Схождение с креста, Мадонна и младенец со святыми и ангелами и другие) было разработано для помощи в их медитациях и вдохновения их благочестию. Глубоко трогательное Благовещение фра Анжелика – которое изображает Деву Марию, которой архангел Гавриил сообщает, что она должна родить Иисуса Христа – расположено на южной стене северного коридора и было намеренно размещено на верхнем этаже перед лестницей, как иллюзорное окно, выходящее в сад и монастырский двор. Таким образом, художник перенес священную сцену Благовещения в воспринимаемый монахами мир физической реальности.
Композиция
Одна из последних фресок Сан Марко, завершенных фра Анжеликой, этот шедевр ранней эпохи Возрождения был написан по возвращении художника из Рима в 1450 году. На картине изображены Гавриил и Дева Мария, беседующие в дворике, обрамленном коринфскими колоннами. Мария изображена сидящей во дворе, что подчеркивает ее отстраненность от мира. Картина идеально выражает чувство благоговения со стороны Гавриила, а также покорное смирение Мадонны, в то время как нежная природа сцены отражается в изгибах и фигур, и архитектуры. Хотя картина демонстрирует хорошее владение линейной перспективой, ее освещение довольно непоследовательно. Мария отбрасывает тень, а Гавриил – нет – возможно, потому что он является посланником Бога. Кроме того, внутреннее пространство аркады равномерно освещено, несмотря на естественный свет, падающий слева. Учитывая равномерность освещения, моделирование фигур больше связано с Джотто (1267-1337), чем с Мазаччо (1401-1428) или, тем более, с Яном Ван Эйком (ок. 1390-1441).
Фра Анжелика повторил тему Благовещения в отдельной камере (№ 3) в Сан Марко, но здесь сцена более лаконична и расположена в более замкнутом пространстве, с благоговейным святым Домиником на заднем плане.
Благовещение фра Анжелика в Кортона (ок. 1433 г.)
Еще одна известная версия Благовещения фра Анжелики – это темпера, выполненная на дереве для алтаря церкви Сан Доменико в Кортона, ныне находящегося в городском Музее епархии. Эта картина гораздо богаче и декоративнее, чем версия из Сан Марко. Фигуры Гавриила и Марии изображены намного больше обычного, чтобы они были более заметны для прихожан, которые часто сидели на некотором расстоянии. Изысканная мебель и одеяния прославляют величие Бога. На заднем плане, как бы иллюстрируя свое мастерство перспективы, художник вставил миниатюрное, темное Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, фра Анжелика намекает на то, что рождение Христа искупит первородный грех Адама и Евы и вернет всех нас к сиянию.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?