Портрет Арнольфини, Ян Ван Эйк:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет Арнольфини, Ян ван Эйк: Интерпретация, Анализ Описание
Художник: Ян ван Эйк (ок. 1390–1441) Техника исполнения: Масляная живопись на дереве Жанр: Портретная живопись Направление: Фламандская живопись Местонахождение: Национальная галерея, Лондон.
Для понимания значения других картин, см.: Анализ известных картин.
Образование в области искусства Чтобы понять художников Северного Возрождения, таких как Ян ван Эйк, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства: Как ценить искусство и также: Как ценить картины.
Лучший портрет Ever Для ознакомления с лучшими образцами портретной живописи: Величайшие произведения портретной живописи.
Одна из великих деревянных панелей Нидерландского Возрождения, наполненная увлекательными деталями и сложной символикой, Портрет Арнольфини (иногда называемый Свадебный портрет Арнольфини/Брак Арнольфини) представляет собой формальный портрет состоятельной пары, держащейся за руки в спальне их фламандского дома. Он был написан в 1434 году Яном ван Эйком (ок. 1390–1441), который – вместе с Робертом Кампином (1380–1444) и Рожером ван дер Вейденом (1400–64) – был ключевым пионером фламандской масляной живописи. Место действия — Брюгге, в то время, возможно, самый важный торговый центр могущественного Бургундского герцогства, но картина не дает никаких указаний на личность пары. Только спустя столетие запись в инвентаре предположила, что этот двойной портрет мог принадлежать Джованни ди Николо Арнольфини, процветающему купцу из Лукки, имевшему офис в Брюгге, и его жене Джованне Ченами, дочери итальянского банкира. Эта версия сейчас считается маловероятной. Наряду с шедевром религиозного искусства, огромным полиптихом Гентский алтарь (1432, собор Святого Вольфганга), и автопортретом, известным как Мужчина в красном тюрбане (1433, Национальная галерея, Лондон), Портрет Арнольфини иллюстрирует вклад ван Эйка в натурализм Северного Возрождения и демонстрирует выдающееся мастерство школы в технике масляной живописи.
Социальный статус
Портрет Арнольфини предоставляет четкую визуальную запись ранга и социального статуса изображенных. Платье женщины отделано горностаем, а также состоит из огромного количества ткани. Для того чтобы платье не касалось земли, понадобилась бы личная служанка. Мужчина одет в плетеной соломенной шапке и бархатном плаще, подбитом мехом. Эта одежда помещает пару среди состоятельных граждан Брюгге, хотя и не входит в высший слой общества. Небольшие размеры комнаты, деревянные башмаки на полу, изношенные для защиты от уличной грязи, и отсутствие показного золотого украшения указывают скорее на статус бюргерского класса, чем дворянского. Тем не менее, витражное окно, люстра, резкое зеркало и восточный ковер, а также ухоженные руки жениха и дорогие апельсины на тумбочке – видимые признаки значительного богатства.
Брачный договор
Вогнутое зеркало в центре задней стены, которое искусно украшено миниатюрными медальонами с изображением Распятия и других сюжетов из Страстей Христовых, раскрывает больше деталей комнаты. За зрителем видна дверь с двумя посетителями, а также другое окно и деревянные балки потолка. Спустя два столетия Веласкес будет подражать зеркалу ван Эйка в своем знаменитом шедевре под названием Las Meninas (1656, Музей Прадо).
В соответствии с зеркалом, в центре картины мы видим пару, держащуюся за руки: по крайней мере, мужчина довольно формально держит руку своей жены в ладони. Формальность позы также иллюстрируется поднятой рукой мужчины – что, возможно, указывает на то, что он приносит клятву – а также аккуратным платьем женщины. Теперь мы понимаем значение двух людей в дверях: они являются свидетелями брака Арнольфини и его жены. Но в этом браке есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Союз неравных?
Во-первых, Арнольфини не берет жену за руку правой рукой, а левой. Это, по-видимому, символизирует то, что называлось «леворуким браком» — союзом неравных, в котором жена была обязана отказаться от всех обычных прав собственности и наследства: процедура, не сильно отличающаяся от современного морганатного брака, заключаемого европейским принцем и простолюдинкой. Таким образом, вероятно, что два свидетеля присутствуют для подтверждения финансового договора, заключенного во время такого брака. Они были не нужны для самой свадебной церемонии: в XV веке в Брюгге ни священник, ни свидетели не требовались. Пара могла сама пожениться и затем подтвердить договоренность, посетив вместе утреннюю мессу. Это также частично подтверждается необычной картиной с горящей свечой в люстре: свеча символизирует повсеместного Христа, чье невидимое присутствие является свидетелем свадебных клятв.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?