Авиньон Пьета, Энгуерран Квартон:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Авиньонская Пьета, Энгюерран Квартан: Анализ Описание
Название: Авиньонская Пьета (также известная как Пьета Вильнёв-ле-Авиньон) Дата: 1454-6 Художник: Энгюерран Квартан (1410-66) Техника исполнения: Темпера на панели Жанр: Религиозное искусство Направление: Школа французской живописи Местонахождение: Лувр, Париж.
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа работ художников-провенсальских мастеров, таких как Квартан/Шарёнтан, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Авиньонская Пьета Энгюеррана Квартана – одна из самых ярких религиозных картин XV века. Хотя она и вызывает некоторые споры, поскольку не вписывается в четкие исторические стили, она выражает современность, достигнутую некоторыми прогрессивными французскими (и фламандскими) художниками, работавшими на периферии Итальянского Возрождения. С одной стороны, она сохраняет некоторую плоскостность византийского искусства, а с другой – предлагает свежесть, более соответствующую искусству Возрождения, чем готической живописи. (Сравните: Диптих Вильтон 1399 г.).
Этот шедевр библейского искусства (изображающий Плач по Христу), из Школы Прованса, долгое время оставался анонимным или приписывался Мастеру Пьеты в Вильнёв-ле-Авиньон, теперь атрибутируется Энгюеррану Квартану, также известному как Шарёнтан. Квартан также создал еще одну работу, почти столь же знаменитую: Воздвижение Богоматери, написанную в 1453-54 для алтаря Святой Троицы в церкви картезианского монастыря в Вильнёв-ле-Авиньон.
В последние годы относительно точный очерк биографии художника стал более ясным. Он покинул свою родную северную область примерно между 1435 и 1440 годами и переехал на юг Франции, где в конечном итоге поселился. В 1444 году он упоминается как проживающий в Экс-ан-Прованс. В 1447 году он арендовал дом в Авиньоне. С этого времени его постоянно записывали как проживающего в Авиньоне или как художника из Авиньона.
24 апреля 1453 года была достигнута фиксированная цена для Воздвижения Богоматери, предназначенного для церкви картезианского монастыря в Вильнёв-ле-Авиньон. Упоминаний о Пьете нет. Эта панельная картина была выставлена в Лувре в 1904 году на выставке примитивных французских мастеров, где она была открыта. А до этого? Похоже, что до Революции она находилась в картезианском монастыре в Вильнёв-ле-Авиньон.
ЗАМЕЧАНИЕ: Для получения подробностей о его ближайшем современнике, см.: Жан Фуке (1420-81), создатель знаменитого Диптиха Мелён (1450-55, Koninklijk Museum; Gemaldegalerie, SMPK, Берлин) и Портрета Карла VII (1445-50, Лувр, Париж).
Авиньонская Пьета – в скульптурной грубости своих форм и в интенсивности выражений лиц – является одновременно одним из самых характерных и самых ярких примеров средневековой живописи XV века, происходящего из Прованса. Это произведение вне времени, за пределами стиля, превосходящее все, способное превратить свои реалистичные элементы в символы суровой величины. Одновременно деревенское и эрудированное, сдержанное и монументальное, оно сохраняет много своего загадочного очарования. Кто этот благодетель, коленопреклоненный слева, с узловатыми руками и выступающими венами? Что это за город вдалеке, чьи стройные минареты выделяются на золотистом фоне? Иерусалим, который одновременно земной и небесный? Скудная суровость картины тем не менее подавляет.
В центре художник поместил простой, но возвышенный секрет смерти Сына Человеческого и Плач, как никогда прежде. Возможно, его можно сравнить только с Христом в великолепном Изенхаймском алтаре (1515) Маттиаса Грюневальда (ок. 1475-1528), который наделен той же грубостью, хотя акцент и отличается.
Чрезвычайно сдержанная, Авиньонская Пьета, со своими проникающими, абразивными углами, организована вокруг мучившегося, сломленного тела Христа, которое лежит горизонтально на коленях его Матери. В этом театре боли, который празднует несчастье как обещание искупления, представлено четыре фигуры (плюс одна другая: благодетель) – четыре персонажа в мистериальной пьесе смерти и воскресения: бледное, пепельное тело притягивает к себе Иоанна Крестителя слева и Марию Магдалину справа, которые склоняются к нему, и возвышающаяся фигура болезненно-бледной Девы Марии, с поднятыми в молитве руками, разделяет композицию противоречивым импульсом, который толкает ее вверх. Фигура Иоанна Крестителя, снимающего с головы Христа терновый венец, не имеет прецедентов в средневековом искусстве до и включая XV век. Работа идеально представляет стиль Квартана, характеризуясь уверенными линиями, балансом выразительных и декоративных эффектов и разделением форм на фасеточные элементы. (Примечание: Следуя примеру фламандских художников, таких как Роберт Кампен, Ян ван Эйк и Роджер ван дер Вейден, благодетель не изображен в виде архаичной фигурки, а на той же шкале, что и Святые фигуры).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?