Портрет Бальдассара Кастильоне, Рафаэль:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет Балдассаре Кастильоне, Рафаэль: Анализ, Интерпретация Описание
Художник: Рафаэль (1483–1520) Техника исполнения: Панельные живописи Жанр: Ренессансные портреты Направление: Искусство Ренессанса Местонахождение: Музей Лувр, Париж.
Для ознакомления с другими важными произведениями искусства см.: Анализ известных картин.
Анализ художественного произведения Чтобы оценить картины художников эпохи чинвеченто, таких как Рафаэлло Санцио, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как ценить картины.
Этот образец портретного искусства, одно из самых известных произведений эпохи Высокого Возрождения, изображает Балдассаре Кастильоне, литературного деятеля и мыслителя, работавшего при дворе Урбино в начале XVI века. Это шедевр живописи Высокого Возрождения, написанный на пике славы Рафаэля, поэтому следует предположить, что это совместная работа мастера и его помощников, таких как Джованни Франческо Пенни (1496–1536), Джулио Романо (1499–1546) и Перино дель Вага (1501–47). Тем не менее, несколько художественных элементов - включая сдержанную элегантность одежды, приглушенную тональность ткани, светлый фон, а также интеллектуальное, но простое присутствие изображаемого, - явно указывают на руку Рафаэля. Недавно выставленная в Художественном музее Высокого искусства в Атланте, штат Джорджия, картина теперь снова находится в своем постоянном доме в Музее Лувр в Париже. Она остается одним из величайших портретных полотен Рафаэля и прекрасным образцом Ренессанса в Риме во второй декаде XVI века. Великий фламандский художник эпохи барокко Рубенс (1577–1640) так высоко ценил ее, что сделал копию.
Анализ
Балдассаре Кастильоне (1478–1529), видный гуманист и писатель, был одним из выдающихся деятелей итальянского Возрождения. Его бестселлер «Служитель» (Il cortegiano), воплощающий многие взгляды эпохи Ринченто, дает важные сведения о культурных идеях двора Урбино в конце XV/начале XVI века. Рафаэль, родом из того же высококультурного круга Урбино, был другом Кастильоне, разделял схожие эстетические взгляды и хорошо знал «Служителя». Действительно, его портрет друга буквально воплотил идеал ренессансного служителя, описанного в книге. Точная дата создания работы неизвестна, но, вероятно, она была написана в Риме между 1514 и 1515 годами по случаю назначения Кастильоне послом Урбино при Ватикане.
Балдассаре Кастильоне изображен от пояса вверх в трехчетвертном профиле, со сложенными руками и взглядом, направленным на художника. Положение рук указывает на то, что он сидит в кресле, а его общая поза - вместе с мягким свечением, окутывающим холст - может быть расценена как сдержанный акт дани уважения Моне Лизе Леонардо. Несомненно, Рафаэль видел эту картину, когда Леонардо да Винчи находился в Риме перед отъездом во Францию, хотя настроение портрета Кастильоне довольно отличается от настроения «Джаконды». Сам Балдассаре был поражен как невероятным реализмом и натурализмом живописи Рафаэля, так и человеческим присутствием, которое она передавала.
Рафаэль привел классическую треугольную композицию к своему апогею в своих портретах Девы Марии с Младенцем - см., например, Сикстинскую Мадонну (1513–14, Галерея старых мастеров, Дрезден). Напротив, его Портрет Балдассаре Кастильоне построен из круговых форм, и лицо и тело изображаемого явно выделены на фоне почти монохромного фона. Он одет в костюм элегантный, но неброский. Его волосы собраны в тюрбан или шапочку, затем прикрыты черной берет, украшенной медальоном. Кроме того, он носит простую белую рубашку под дублетом из серого горностаевого меха с отделкой из черной ленты (мех указывает на то, что портрет, скорее всего, был написан зимой 1514–1515 гг.). Сдержанная простота и гармония костюма Кастильоне, запечатленная исключительно в оттенках серого, белого и черного, переносится на фон картины, который состоит из светлого и теплого серо-бежевого тона, пронизанного мягким светом. Композиция намеренно обрезана у рук, что фокусирует внимание на лице и интенсивном взгляде.
Рафаэлло Санцио
Наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль входит в тройку лучших художников Высокого Возрождения. Кроме того, большинство искусствоведов считают его одним из величайших художников всех времен. Он, пожалуй, наиболее известен своими крупномасштабными картинами для алтаря - такими как Сикстинская Мадонна (1513–14) и Трансфигурация (1518–20, Пинакотека Апостольского дворца, Ватикан) - и оформлением комнат Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Последние включают такие признанные картины эпохи Возрождения, как La Disputa (Спор о Пресвященном Таинстве) (1509–11, Станца делла Сегнатура) и Афинская школа (1509–11, Станца делла Сегнатура).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?