Вирсавия держит письмо царя Давида, Рембрандт:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Батшеба с письмом царя Давида: интерпретация, анализ Описание
Художник: Рембрандт (1606–69) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Библейская историческая картина Направление: Голландский барокко Местонахождение: Музей Лувр, Париж.
Для ознакомления с другими значимыми произведениями искусства см.: Анализ известных картин.
Оценка художественной ценности Чтобы оценить картины художников-голландских реалистов, таких как Рембрандт, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка искусства и также: Как оценить картины.
Считающаяся одной из величайших портретных работ Рембрандта и шедевром 17-го века голландского реализма, эта картина библейского искусства иллюстрирует сцену из 2 книги Царств (11:2–27). Однажды вечером, прогуливаясь по крыше своего дворца, царь Давид заметил прекрасную Батшебу. Она была дочерью Елияма и женой его соседа Урии- хеттеянина, который находился в походе. Ослепленный страстью, он послал ей письмо с требованием явиться ко двору, в результате чего она забеременела. Позднее Урия был отправлен на передовую, где и погиб. После этого Давид женился на Батшебе, за что впоследствии был наказан Богом. Эта история послужила Рембрандту поводом для создания еще одного из его выразительных женских обнаженных фигур, и он изображает Батшебу после получения письма, когда она готовится к встрече с царем Давидом. Это один из самых тонких примеров христианского искусства, который передает смешанные чувства Батшебы — сожаление, покорность и предвкушение предстоящей связи. Этот прекрасный шедевр голландской живописи 17-го века находится в Лувре, в Париже.
Композиция
До этого произведения распространенным способом изображения этой библейской истории было изображение Батшебы, купающейся на открытом воздухе. Обычно изображалась башня вдалеке, часто с небольшой фигурой, представляющей царя Давида. Рембрандт использовал этот дизайн в своей более ранней работе Туалет Батшебы (1643, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк). Но в Батшеба с письмом царя Давида он предлагает минималистичную, но монументальную трактовку, где мы становимся не Давидом, а наблюдателем. Батшеба изображена сидящей на кровати в своей темной комнате, ее голова слегка повернута в сторону, она погружена в раздумья, пока служанка моет и вытирает ей ноги. Из рентгеновского анализа известно, что положение головы Батшебы было тщательно спланировано: изначально Рембрандт изобразил ее смотрящей вверх, в менее выразительной позе. Служанка, которая незаметно отводит взгляд, также знает содержание письма, которое держит в руке ее госпожа. Обстановка спальни намекает на последствия встречи Батшебы с Давидом, а ее обнаженность подчеркивает причину ее падения. Также см.: Искусство протестантской Реформации (ок. 1520–1700).
Моделью Рембрандта для этого изысканного произведения религиозного искусства была Хендрикье Стоффельс, его 28-летняя компаньонка после смерти жены Саскии. Критик Светлана Алперс сравнила Батшебу с Хендрикье: «История Батшебы во многом напоминала ситуацию самой Хендрикье», — ссылаясь на ее тайные отношения с художником. Однако это упускает из виду тот факт, что Рембрандт использовал своих компаньонов в качестве моделей для самых разных людей и ситуаций. Ее поза и поза ее служанки взяты из гравюры, основанной на классическом рельефном скульптурном изображении, вероятно, представляющем невесту, готовящуюся к своей свадебной ночи. Именно так Батшеба и изображена, что делает картину глубоким комментарием о человеческой чувственности.
Манера письма и цвет
Богатство этой польной обнаженной фигуры необычно даже для Рембрандта: каждая складка плоти тщательно детализирована, ее чувственная природа подчеркнута прозрачной драпировкой и изящными украшениями. Краски, использованные на фигуре Батшебы, тщательно нюансированы: широкие мазки и сильные блики придают телу тактильную резонанс, делая его присутствие почти осязаемым. Эта явная чувственность (отражение грядущего греха Батшебы) контрастирует с печальным выражением лица героини. Теплота картины, созданная тонами меди и золота, перекликается со цветовыми схемами великих венецианских мастеров, таких как Тициан (1480–1576) и Паоло Веронезе (1528–88), а приглушенный кьяроскуро, предназначенный для выделения тела Батшебы, также создает драматический эффект. Золотая ткань на заднем плане и чистое белое льняное полотно создают светлый фон для ее обнаженности. (Сравните с более монохромной цветовой палитрой Самоубийство Лукреции (ок. 1666, Институт искусств Миннеаполиса) и более богатой палитрой Еврейская невеста (1665–8, Рейксмюсеум) и Возвращение блудного сына (1668, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?