Предательство Христа, Джотто:
Анализ фрески читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Предательство Христа, Джотто: Анализ фрески Описание
Название: Предательство Христа (Поцелуй Иуды) Дата: 1305 Художник: Джотто (1270-1337) Техника исполнения: Фреска Жанр: Религиозное искусство Направление: Проторенессанс Местонахождение: Скrovegni (Арена) часовня, Падуя.
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Проанализированные известные картины (1250-1800).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа работ художников, предшествовавших эпохе Возрождения, таких как Джотто ди Бондоне, см. наши образовательные статьи: Оценка искусства и Как оценить картины.
Пожалуй, самая известная картина из цикла фресок Скrovegni часовни – Предательство Христа (также известная как Поцелуй Иуды) – была написана флорентийским художником Джотто ди Бондоне (1270-1337) в первое десятилетие XIV века. Местом ее расположения стала частная часовня семьи Скrovegni, разбогатевшей на банковском и ростовщическом бизнесе. Глава семейства, Энрико Скrovegni, построил ее на участке земли в Падуе, который ранее был местом римского амфитеатра, поэтому она также называется Арена-часовней. В 1300 году он заказал Джотто украсить ее серией фресок муральных росписей – которые теперь большинство искусствоведов считают знаменующими конец византийского стиля средневековой живописи в Европе и прокладывающими путь к новой эстетике флорентийского Возрождения (ок. 1400-90).
ЗАМЕЧАНИЕ: Джотто, предположительно ученик Чимбуэ (ок. 1240-1302), был главным инновационным двигателем в живописи треченто итальянского периода Возрождения. Его тесные связи с Флоренцией были одной из причин, по которой этот город превосходил своих соперников в Синской школе живописи, которая оставалась верна более декоративному византийскому стилю готического искусства с его плоским планом изображения и нереалистичными фигурами.
К 1300 году репутация Джотто достигла такой высоты, а современность его видения настолько соответствовала духу времени, что итальянские князья открыто соперничали за его услуги. Энрико Скrovegni был сыном Реджинальдо, которого Данте низвергает в ад как ростовщика в своей поэме. Энрико должен был быть значительной фигурой – или, возможно, это было его раскаяние в том, что он страдал тем же пороком ростовщичества, что и его отец – для того, чтобы Джотто согласился украсить его часовню в Падуе, которую Энрико построил вопреки многочисленным препятствиям. Его щедрый заказ не помешал Джотто изобразить своего покровителя в огромной композиции, представляющей Страшный суд на задней части фасада. Энрико появляется, предлагая Марии Пресвятой Богородице модель своей часовни и одетый в фиолетовую робу, цвет, символизирующий покаяние.
В этих фресках Скrovegni (Арена) часовни ценится не столько натурализм, сколько естественность. Они также прославляются своим реализмом, физической характеристикой каждой и каждой фигуры – чего раньше почти не существовало – а также чудесной ясностью, изяществом, разнообразием и чистотой цвета.
Динамизм и драматическая интенсивность знаменитого Поцелуя Иуды – где добро и зло сталкиваются в соприкосновении губ – неоднократно подчеркивались, как и красота желтой мантии предателя, расположенной между другими в серо-голубых и выцветших красных тонах, а также сила композиции в целом. Но преобладает живое понимание человечности в этом мощном шедевре, от которого излучается фигура Христа с его лучезарной безмятежностью.
Драматическая сцена, изображающая предательство Христа, показывает момент, когда Иуда Искариот идентифицирует его для наблюдающих властей поцелуем приветствия и одновременно окутывает его своим плащом. Делая это, Христос спокойно смотрит на него, не дрогнув.
Вместо того чтобы полагаться на возвышенное, Джотто смягчает образ священного, делая его более близким, приближая – так сказать – к земле. Эта новая человечность особенно видна в жестах, которые полностью потеряли всякую литургическую ценность. Несмотря на их достоинство, торжественность, сдержанность и самообладание, это повседневные жесты. В своих более ранних фресках для церкви Сан-Франческо в Ассизи молодая личность стремилась к самовыражению; в Падуе мы являемся свидетелями полного мастерства и потрясающей силы.
ЗАМЕЧАНИЕ: См. также Плач по Христе (ок. 1305) Джотто: еще одна сцена из цикла фресок в Скrovegni часовне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?