Похороны графа Оргаза, Эль Греко:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Похороны графа Оргаса, Эль Греко: Анализ ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа картин художников-маньеристов, таких как Эль Греко, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка искусства и Как оценить картины.
Описание
Название: Похороны графа Оргаса (El Entierro) (1586–88) Художник: Эль Греко (1541–1614) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись Направление: Маньеризм Местонахождение: Церковь Санто-Томе, Толедо, Испания
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи маньеризма, см.: Анализ известных картин (1250–1800).
Одна из самых красивых религиозных картин Эль Греко, Похороны графа Оргаса, является типичным примером мощного искусства Контрреформации – католического направления – с его вытянутыми фигурами и формами, призванными раскрыть внутренний дух. Действительно, «неземной» стиль живописи маньеристов Эль Греко остается идеальным языком для выражения мистического события и, несомненно, идеально соответствовал религиозному рвению Испании. Его драматизм проложил путь эмоциональному и еще более драматичному характеру испанского барокко и Испанской Неаполитанской школы живописи (1600–56).
Родившийся Доменикос Теотокoпулос на Крите, Эль Греко изучал искусство иконописи, прежде чем переехать в Италию, где он изучал венецианскую живопись – работы стареющего Тициана (ок. 1485–1576), но особенно творчество Тинторетто (1518–94) – а также стиль маньеризма Якопо Бассано (1515–92) и великого Микеланджело (1475–1564). Не успокаиваясь в Риме, Эль Греко переехал в испанскую столицу Мадрид, где поселился в городе Толедо – тогдашнем религиозном центре Испании – и оставался там до конца своей жизни. Эта конкретная картина была вдохновлена легендой 14-го века о событиях, произошедших в 1323 году во время похорон местного дворянина Дона Гонсало де Руиса, известного как граф Оргас.
Согласно местной легенде, на похоронах графа Оргаса появились неожиданные гости: святой Стефан и святой Августин, которые чудесным образом явились, чтобы помочь опустить тело графа в его гроб. Честь присутствия святых на его похоронах была признанием благочестивой жизни графа, а также его огромной щедрости религиозным учреждениям Толедо. В любом случае, граф указал в своем завещании, что ежегодно будет собираться пожертвование от граждан Оргаса, небольшого города за пределами Толедо, находившегося в его владении, и передаваться в приходскую церковь Санто-Томе в Толедо. Граф был прихожанином этой церкви и имел там свою частную часовню. Однако в 1562 году жители города решили прекратить выплаты, надеясь, что завещание будет забыто. Они не могли быть более неправы. Священник приходской церкви Санто-Томе, Андрес Нуньес де Мадрид, немедленно возбудил судебный иск против города, и в 1569 году королевская канцелярия в Вальядолиде вынесла решение в пользу священника.
Чтобы отпраздновать эту юридическую победу, а также увековечить щедрость графа, Нуньес отремонтировал часовню графа и заказал Эль Греко написать необычайно большую картину для алтаря. Контракт, подписанный Эль Греко 18 марта 1586 года, включал в себя описание сюжета: «Художник соглашается нарисовать сцену, изображающую священника и других клириков, читающих службу на похоронах Дона Гонсало де Руиса, графа Оргаса, когда святой Стефан и святой Августин спустились с небес, чтобы похоронить тело этого джентльмена, один держа голову, другой – ноги, и поместили его в гробницу. Вокруг сцены должно быть изображено много наблюдателей, а над всем этим – открытое небо, показывающее славу небес».
Эль Греко очень точно следовал этим спецификациям. Он разделил картину на две равные части: мир смертных в нижней половине и небесное видение наверху. Он установил похоронную сцену ночью, как это было все более распространено для похорон знати в Испании 16-го века. Были зажжены погребальные факелы, и вокруг чуда собралась торжественная группа мужчин. Можно почти услышать шепот между францисканским монахом и августинским монахом слева. Святые Стефан и Августин, молодые и старые, безбородые и с бородами, одеты в богато вышитые литургические одежды. (Внизу на одеянии Стефана изображена сцена его смерти как мученика – намеренное напоминание о важности мученичества). Они торжественно держат тело графа, облаченного в сверкающие доспехи, текстуры их тканей контрастно выделяются на металлическом блеске стали. При ближайшем рассмотрении можно увидеть энергичную и описательную манеру письма Эль Греко – отражение Стефана видно на доспехах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?