Христос в терновом венце, Антонелло да Мессина:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Христос в терновом венце, Антонелло да Мессина: Анализ Описание
Название: Христос в терновом венце (Эцце Гомо) Дата: 1470 Автор: Антонелло да Мессина (Антонелло ди Джованни д’Антонио) (1430-79) Техника исполнения: Панельная живопись, выполненная маслом и темпера Жанр: Портретная живопись Направление: Живопись раннего Возрождения Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Для анализа работ художников раннего Возрождения, таких как Антонелло да Мессина, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
Сицилийский художник Антонелло ди Джованни д’Антонио, более известный как Антонелло да Мессина, был одним из самых инновационных старых мастеров, работавших в южной Италии во время эпохи раннего Возрождения (1400-90). В частности, он был пионером масляной живописи – техники, которую он освоил как ученик Никколо Колантонио (ок. 1420-60/70). Сам Колантонио был лучшим местным художником Итальянского Возрождения в Неаполе и экспертом в использовании масляных красок. Он также был поклонником фламандской живописи и других школ нидерландского Возрождения, и его оживленная мастерская, вероятно, познакомила Антонелло с работами крупных фламандских художников, включая Яна ван Эйка (1390-1441) и Роже ван дер Вейдена (1400-64), а также с работами важных французских провансальских мастеров, таких как Энгюерран Квартан (1410-66). Также возможно, что Антонелло встретился с преемником ван Эйка Петрусом Христусом (1410-1475) в Милане в 1456 году. Как показано на этом замечательном примере христианского искусства, его раннее обучение позволило Антонелло сочетать фламандское мастерство в передаче мельчайших деталей и неприукрашенной реальности с увлечениями итальянского Возрождения, такими как скульптурная модель и использование архитектурного пространства картины, а также гуманистический взгляд на то, что человек является мерой всех вещей.
Как ясно из названия, картина изображает Христа в момент, когда он предстал перед народом с терновым венцом (Матфея 27:29; Марка 15:17; Иоанна 19:2), либо непосредственно перед этим, либо в тот момент, когда Пилат показывает его народу со словами «Эцце Гомо» («Вот Человек!») (Иоанна 19:5). Тема Христа в терновом венце иногда также относится к Мужу скорбей и печали (Исаия 53:3).
Фактически, между 1470 и 1475 годами Антонелло создал четыре разные версии этой библейской темы, а также более раннюю версию 1460-х годов. Первая известна как Христос в терновом венце (1470, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Вторая – Эцце Гомо (1472, Галерея Коллегио Альберони, Пьяченца). Третья – Эцце Гомо (1474, Художественный музей, Вена). Четвертая – Эцце Гомо (1475, Национальная галерея Палаццо Спинола, Генуя). Первая - предмет этой статьи - существенно отличается от остальных трех, которые являются лишь незначительными вариациями одной и той же композиции. Картина 1460-х годов является частью небольшого двустороннего панельного изображения, ныне находящегося в частной коллекции. На обратной стороне находится выполненная в фламандском стиле композиция Святой Иероним в пустыне.
Христос в терновом венце (1470) Антонелло является одним из самых проницательных и выразительных портретных картин Иисуса, более мощным даже чем страдающий Христос на Изенхаймском алтаре (ок. 1515, Музей Унтерлинден, Кольмар) Маттиаса Грюневальда (ок. 1475-1528). На картине Иисусу придано типичное крестьянское лицо с широким носом, и он беспомощно смотрит на зрителя, его рот полуоткрыт в шоке и мучениях. Его глаза выражают глубокую скорбь о том, что должно произойти, и о боли, причиненной и пережитой человечеством. Некоторые художественные критики считают этот конкретный портрет квинтэссенциальным гуманистическим произведением итальянского Возрождения, в котором человек есть Бог, а Бог есть человек.
Антонелло никогда не превосходил силу этой картины, хотя он создал несколько других замечательных портретов эпохи Возрождения, включая Портрет мужчины (1475, Национальная галерея, Лондон) и Кондотьеро (1475, Лувр, Париж).
ЗАМЕЧАНИЕ: Для еще одного выдающегося гуманистического портрета итальянского Возрождения, см.: Старик с юношей (1490) Доменико Гирландайо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?