Распятый Христос, Диего Веласкес:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Христос на кресте, Диего Веласкес: Анализ Описание
Название: Христос на кресте (1632) Художник: Диего Веласкес (1599-1660) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Христианское искусство Направление: Испанский барокко Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Веласкес сделал себе имя как один из лучших портретистов в Испании, став придворным живописцем Филиппа IV (правил 1621-40) и, в конечном итоге, величайшим представителем испанской живописи эпохи барокко. Однако, несмотря на то, что религиозное искусство было особенно важно в Испании - стране, чья правящая монархия гордилась тем, что является крупными спонсорами искусства католической Контрреформации - Веласкес написал сравнительно немного значительных религиозных картин. Вместо этого он изображал мир, который видел вокруг себя, специализируясь на портретном искусстве, некоторых жанровых картинах (bodegones) и эпизодических исторических картинах. Иронично, учитывая скудность его религиозных работ, он был больше всего подвержен влиянию итальянского гения Караваджо (1571-1610), который известен прежде всего своим библейским искусством, выполненным в агрессивно реалистичном стиле. Веласкес также был сильно подвержен влиянию идей Итальянского Возрождения, полученных от его севильского учителя Франсиско Пачеко (1564-1644). Кроме Христа на кресте, к его лучшим барочным картинам относятся: Водонос Севильи (1618-22); Сдача Бреды (1635); Портрет папы Иннокентия X (1650); Рокеби Венера (1647-51) и Лас Менинас (1656).
Этот чрезвычайно мощный образ Иисуса на кресте был написан в период творческой активности, последовавший за первой стимулирующей поездкой Веласкеса в Италию (1629-31). В отличие от его других изображений обнаженных мужчин, которые встречаются в картинах, таких как Аполлон у кузнеца Вулкана (1530-1, Прадо, Мадрид) и Туника Иосифа (1630, Монастырь Сан Лоренцо де Эль Эскориал), его Христос на кресте - это тело, находящееся в состоянии смерти или умирания, которое не сопровождается другими сюжетными элементами, кроме самого креста. Тем не менее, художник удается наделить работу большим достоинством и спокойствием.
Считается, что картина была заказана для ризничной палаты монастыря Сан Пласидо, строгая поза распятого Христа изображает четыре гвоздя, ноги вместе и, по-видимому, опирающиеся на небольшую деревянную подставку, которая позволяет рукам образовывать тонкий изгиб, вместо треугольника. Голова увенчана нимбом, а лицо покоится на груди, позволяя нам увидеть черты его лица. Его длинные прямые волосы свисают с правой стороны лица, дальнейший путь которых прослеживается по крови, стекающей из раны на правом боку.
Картина необычайно автобиографична в том смысле, что иллюстрирует все основные влияния в живописи Веласкеса. Прежде всего, она перекликается с благочестивым тоном и иконографией картин, усвоенных им в ранние годы в Севилье под руководством Франсиско Пачеко, активного члена Испанской инквизиции. Во-вторых, она отражает его мастерство фигурной живописи, приобретенное в Испании при изучении испанских художников эпохи Возрождения и в Италии - от искусства античной классики, от Высокого Возрождения в Риме и Венеции, а также от работ Караваджо в Риме и Неаполе. (Для получения дополнительной исторической справки см.: Венецианские алтари: 1500-1600 и Караваджо в Неаполе: 1607-10.)
Влияние Классицизма проявляется в общей спокойности тела и его идеализированной позе. Влияние караваддизма очевидно в драматичном светотени, которая фокусирует все внимание на бледном теле Христа.
ВНИМАНИЕ: Для более мучительного изображения распятия пожалуйста, обратитесь к Изенхаймскому алтарю Маттиаса Грюневальда (1515). Для версии в стиле маньеризма см. шедевр Тинторетто Распятие (1565, Scuola Grande di San Rocco, Венеция). Также сравните страдания на картине Распятие (1636-38, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) гранадского художника Алонсо Кано (1601-67).
Безусловно, картина не имеет характерной драматичности живописи барокко, которую можно увидеть в таких религиозных работах, как Распятие святого Петра (1601), или Снятие с креста (Рубенс) (1612-14). Вместо этого она обладает монументальным скульптурным качеством, которое возвышает ее в соответствии с духовностью темы. Композиция строго проста, но при этом имеет яркий контраст между белым телом и темным фоном, и есть натурализм в том, как голова Христа падает на его грудь. Запутанные волосы написаны с той свободой, которую Веласкес видел и восхищался, прежде всего в примерах венецианской живописи, особенно у Тициана.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?