Христос изгоняет торговцев из храма, Эль Греко:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Изгнание торговцев из храма, Эль Греко: Анализ Описание
Название: Изгнание торговцев из храма (1600) Художник: Эль Греко (1541-1614) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись Направление в искусстве: Маньеризм Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для анализа других важных картин эпохи маньеризма, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Для анализа работ художников-маньеристов, таких как Эль Греко, ознакомьтесь с нашими образовательными статьями: Оценка произведений искусства и Как ценить картины.
Основываясь на популярной теме в библейском искусстве – Очищение храма – Изгнание торговцев из храма является одной из самых известных религиозных картин Эль Греко и важным произведением искусства католической контрреформации конца XVI века. Эль Греко создал как минимум четыре другие версии этой сцены, все они называются Изгнание менялщиков денег из храма. Среди них: версия 1568 года, находящаяся в Национальной галерее искусств, Вашингтон; версия 1570 года, ныне в Институте искусств Миннеаполиса; версия 1600 года, входящая в коллекцию Фрик в Нью-Йорке; и версия 1609 года в церкви Сан-Хинес, Мадрид. Как и картина в Лондоне, все эти работы выполнены в уникальном стиле маньеризма Эль Греко, характеризующемся вытянутыми фигурами, драматичным использованием цвета и аскетичным характером, свойственным испанской живописи конца XVI века.
Изгнание торговцев из храма (завершенная в Толедо около 1600 года) изображает историю Очищения или Преображения Храма, которая встречается во всех четырех Евангелиях: Матфея 21:12–17; Марка 11:15–19; Луки 19:45–48 и Иоанна 2:13–16. Сцена происходит в вестибюле Храма в Иерусалиме, где располагался рынок и помещение для обмена денег. На картине изображена фигура Христа в красных одеждах, изгоняющего торговцев и менялщиков денег, с восклицанием: «Дом Мой называется домом молитвы, но вы сделали его обителью разбойников».
Картина доминирует центральной фигурой Христа. Слева изображены купцы; справа – апостолы. На заднем плане расположены два каменных барельефа, отсылающие к двум темам наказания и искупления: барельеф слева изображает Изгнание Адама и Евы из Рая (что символизирует изгнание торговцев), а справа – Жертвоприношение сына Исаака (предвещающее жертву Христа на кресте). Но Христос остается ключевой фигурой, обрушивающей наказание на торговцев своей правой рукой, одновременно подавая успокоение апостолам своей левой.
Картина заимствует некоторые элементы из гравюр художников Высокого Возрождения, и особенно из рисунков эпохи Возрождения Микеланджело. Тем не менее, это в первую очередь творение Эль Греко. Вытянутая фигура Христа выделена красным цветом – единственным использованием красного цвета на картине – и еще больше отделина от остальных самой сильной светотенью. Он является центром, вокруг которого вращаются остальные.
Это минималистичная композиция, без жертвоприношений быков, овец или голубей, которые описаны в библейском сюжете. Кроме того, ряды торговцев и менялщиков денег сведены к нескольким смущенным лицам и одному человеку, изо всех сил пытающемуся поднять ящик с монетами. Чтобы подчеркнуть сказочную атмосферу картины, интерьер храма освещается призрачным светом, который заставляет цветные одежды, надетые Христом и другими, казаться мерцающими внутренним зарядом. Треугольные синие и кислотные желтые цвета сочетаются в различных узорах на фоне всепроникающего серого фона, который объединяет оттенки кожи и камень здания. Фигуры изображены больше естественного размера, а масштаб не является натуралистичным. Если бы коленопреклоненная фигура Святого Петра встала прямо, она возвысилась бы над остальными.
Картина имеет два основных измерения. С одной стороны, выбранный сюжет – очищение храма – был распространенным метафорой того времени для очищения католической церкви, как того требовали и Инквизиция, и Контрреформация. Целями были внутренняя ересь и внешние варвары. В ревностном, фундаменталистском климате Испании при Филиппе II это было бы недвусмысленное послание.
С другой стороны, пророческий и неземной характер картины отражает глубокое религиозное погружение Эль Греко в среду Толедо. Действительно, его влияние было настолько велико, что он стал ключевым представителем испанского мистицизма и его самых преданных последователей. Таким образом, его стиль живописи с внутренним сиянием, мерцающим светом, потусторонними формами и цветами кажется находящимся на грани превращения материи в чистое дух. Другими словами: Эль Греко искренне верил, что потусторонняя образность является лучшим средством для духовного понимания и веры, чем более реалистичный натурализм.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?